Открытая часть музея Мирового океана (Калининград)


Калининград был первой точкой моего трёхмесячного MCT-раша по СНГ летом 2015 года.
Город мне понравился своей атмосферой "Восточной европы без визы" и я выбрал его для свадебного путешествия в марте 2016 года.
Оба раза я не мог пройти мимо музея Мирового океана.
Доступ на территорию и открытую площадку - бесплатен. Дата съёмки - 04 июня 2015 года.
01.

Все фото кликабельны до 3648х2736.
02. В коллекцию музея входят рыболовный траулер "СРТ-129", Научно-исследовательские судна "Витязь" и "Космонавт Виктор Пацаев", подводная лодка "Б-413", летающая лодка Бе-12 и множество морских устройств и артефактов.





03. "СРТ-129" (табличка) - одно из отечественных рыболовных судов послевоенного периода и единственное сохранившееся в северо-западном регионе России. Заложенные еще в 1939-1944 годах на верфях Германии рыболовные суда типа "логгер" и "логгер-траулер" были достроены в 1947-1949 годах в Германии и переданы Советскому Союзу в счет репараций. Они предназначались для промысла сельди в Северной Атлантике дрифтерными сетями и донным тралом по схеме бортового траления с обоих бортов.



04. Суда этого типа в послевоенный период сыграли выдающуюся роль в добыче рыбных ресурсов и развития рыбной отрасли. Именно на них впервые вышли калининградские рыбаки в середине 50-х годов в открытый океан и обнаружили новые районы промысла. На этих же судах сформировалась знаменитая калининградская рыболовная школа, что позволило в лучшие годы давать до 11% рыбных запасов всей страны. Эти суда были базами, на которых внедрялись новые методы лова, хранения и переработки рыбной продукции. Они же стали образцами для строительства 60 научно-исследовательских судов, многие из которых внесли выдающийся вклад в изучение Мирового океана ("Александр А. Ковалевский", "Академик Берг", "Миклухо-Маклай", "Шельф" и другие).   



05. Тактико-технические характеристики:  - наибольшая длина – 38,5 м;  - ширина по грузовой ватерлинии – 7,8 м;  - общая высота рангоута - 17,35 м;  - осадка с полными запасами - 5,86 м;  - водоизмещение - 410 тонн;  - автономность плавания - 8140 миль;  - мощность главного двигателя - 300 л. с.;  - скорость хода - 9 узлов;  - грузоподъемность 110 тонн;  - экипаж - 26 человек. 



06. Научно-исследовательское судно "Витязь" - легендарное судно в истории океанологии, которое внесло выдающийся вклад в изучение Мирового океана. Под флагом АН СССР судно совершило 65 научных рейсов, прошло около 800 000 миль, выполнило 7 942 научные станции. С его борта была измерена максимальная глубина (11 022 м) в Марианской впадине и открыт новый тип животных – погонофоры. На "Витязе" сформировалась школа отечественной океанологии, в экспедициях работали ученые 50 научных институтов нашей страны и 20 стран мира.




07. Решение о сохранении этого судна и создании на его борту музейной экспозиции было принято в 1990 году. С "Витязя" начинался Музей Мирового океана, и сегодня это судно - по-прежнему главный экспонат музея и центральный объект набережной исторического флота.  




08. Одновинтовой двухпалубный теплоход. Имеет прямой наклонный форштевень, резко разваленные носовые образования и крейсерскую корму.




09. Главные измерения -наибольшая длина - 109,44 м; -ширина по грузовой ватерлинии - 14,56 м; -высота борта до верхней палубы по миделю - 8,75 м; -осадка с полными запасами - 5,86 м; -водоизмещение - 5710 тонн; -автономность плавания - 18 500 миль; -мощность главного двигателя - 3000 л. с.; -скорость хода - 14 узлов; -рабочие глубины для постановки на глубоководный якорь, траления дна, взятия проб грунта и др. - 11 000 м. Личный состав -экипаж - 66 человек; -научный состав - 70 человек.




10. Научно-исследовательское судно "Космонавт Виктор Пацаев" - единственное в мире судно космической связи, имеющее на борту музейную экспозицию. В 2001 году корабль был ошвартован у причала Музея Мирового океана. Его постановка в городе Калининграде, возможно, спасла корабль от горькой участи остальных судов флотилии. Мы взяли экскурсию и начали осмотр, но по независящим от нас причинам были вынуждены спуститься на берег и пропустить самое интересное (Центр связи/антенны/верхнюю палубу)



11. НИС "Космонавт Виктор Пацаев" - свидетель значительных побед Советского Союза в освоении космоса. Он входил в состав отряда кораблей морского космического флота, принимавших непосредственное участие в создании ракетно-ядерного щита страны и обеспечивавших испытания и полеты космических аппаратов. Развал Советского Союза и тяжелое экономическое положение страны в 90-х годах привели к расформированию флота.



12. Корабль носит имя космонавта Виктора Ивановича Пацаева, Героя Советского Союза, калининградца, трагически погибшего 11 июня 1971 года при разгерметизации спускаемого аппарата во время посадки "Союза-11". 24 ноября 1978 года на судне был поднят вымпел Академии наук СССР. До 1994 года оно входило в состав командно-измерительного комплекса, предназначенного для контроля и управления полетами спутников и межпланетных станций, для приема и обработки информации, установки связи с космонавтами. Это был плавучий измерительный пункт на акватории Мирового океана. Для осуществления этой работы корабль был оснащен универсальной телеметрической системой и специальной техникой. Корабль и сейчас выполняет свои прежние задачи: обеспечивает связь с Международной космической станцией.



13. Тактико-технические характеристики: -длина - 121,8 м; -ширина - 16,7 м; -водоизмещение – 6360 т; -осадка - 6,6 м; -скорость хода – 14,7 узлов; -мощность двигателя – 5200 л.с.; -экипаж - 60 человек; -научный состав – 77 человек.



14. Антенны космическрй связи.



15. Подводная лодка "Б-413" проекта 641 (Foxtrot по классификации НАТО) (табличка) - уникальное музейное судно. Это единственная в стране и одна из немногих в мире подводных лодок, относящихся к доатомному периоду подводного флота.



16. Уникальность лодки состоит также и в том, что она сохранена в первозданном виде. Прочный и легкий корпуса, надстройка, все главные и вспомогательные механизмы, приборы и оружие предстают перед посетителями в том же виде, что и в день вывода корабля из состава Военно-морского флота России. Мы прошли лодку насквозь и всё потрогали. Но не всё поняли. Надо брать экскурсовода.



17. Из 75 построенных лодок проекта 641 сохранилось всего несколько. Б-413 здесь, Б-427 в Лонг-Бич (США), Б-440 в Вытегре Вологодской области, Б-39 в Сан-Диего (США) и экспортная Kursura (S20) в Вишакхапатнам (Индия). Рубка Б-107 установлена в музее подводных сил России в Санкт-Петербурге. Единственная относительно живая строевая подводная лодка проекта 641 находится на службе ВМС Украины. Это подводная лодка "Запорожье" (бывшая Б-435) - единственная субмарина ВМС Украины, после присоединения Крыма к Российской Федерации (2014) перешла под временное управление Черноморского флота. Перспективы её дальнейшей судьбы туманны. Возможно она вернётся под командование ВМС Украины после завершения гражданской войны в юго-восточных областях страны. А может стать памятником-музеем в Севастополе - что по мне очень ок (больше памятников - хорошо).



18. ПЛ имеет семь отсеков: носовой торпедный; носовой аккумуляторный и жилой; центральный пост; кормовой аккумуляторный и жилой; дизельный; электромоторный; кормовой торпедный и жилой отсеки. Во втором отсеке расположены каюты командира и офицеров, офицерская кают-компания, гидроакустическая рубка; в четвертом отсеке - каюты офицеров и мичманов, кают-компания старшин, камбуз; в седьмом отсеке - койки для рядового состава, средства спасения и аварийный люк. Главные измерения: - длина - 91,3 м; - ширина - 8,5 м; - осадка - 5 м; - автономность плавания - 90 суток; - дальность плавания экономической надводной скоростью 8 узлов - 30 000 миль; - экипаж - 80 человек: офицеры - 13, мичманы - 11, старшины - 16, рядовые - 40. Водоизмещение: - надводное положение - 1945 т; - подводное положение - 2472 т. Глубина погружения: - предельная - 400 м; - рабочая - 250 м; - перископная - 9 м. Скорость максимальная: - надводное положение -16,8 узлов; - подводное положение - 16 узлов. Вооружение: - шесть 533 мм носовых торпедных аппаратов; - четыре 533 мм кормовых торпедных аппарата. Боезапас: - торпедный вариант загрузки - 22 торпеды; - минный вариант загрузки - 22 мины и 12 торпед; - глубина стрельбы - до 100 м.



19. Подводные аппараты (табличка). Слева направо - Водолазная барокамера, Подводный обитаемый аппарат "ТЕТИС", Подводный обитаемый аппарат ПАЙСИС-VII. В 1973 году маленькой канадской фирме "Хайко" был заказан проект исследовательского глубоководного аппарата "Пайсис-IV". Аппарат был спроектирован и построен, но, в связи с "прохладными" отношениями СССР и США, он был выкуплен канадским правительством. В середине 70-х годов прошлого века между США и европейскими странами существовало соглашение о запрете на поставку техники новых технологий в СССР и соцстраны. Но на покупку и вывоз изделий и комплектующих частей запрета не было. Именно этим воспользовалась советская фирма, арендовав помещение в Цюрихе для сборки двух аппаратов серии "Пайсис". Один прочный корпус обитаемых аппаратов заказали в Японии, другой — в Канаде. Первый аппарат собирали в Цюрихе, везли его на трейлере в Геную, испытывали в Средиземном море. Затем погрузили его на теплоход "Фрязино", шедший в Новороссийск. Так Институт океанологии АН СССР получил "Пайсис-VII". "Пайсис-ХI" собирали в Ванкувере, испытывали в Тихом океане и на иностранном судне отвезли во Владивосток, откуда на Ил-76 "Пайсис-XI" был перевезен в Новороссийск. Так в CCCP, за десять лет до появления "Миров", в 1975—1976 годах появились два исследовательских обитаемых аппарата, способных погружаться на две тысячи метров.



20. Моторная спасательная шлюпка СШАМ-51 с учебного барка "Крузенштерн" (табличка).



21. Спускаемый космический аппарат (табличка). Проект 11Ф732, относится к транспортным кораблям 7К-СТ. Корпус СА изготовлен из алюминиево-магниево-титанового сплава, сверху покрыт несколькими слоями теплозащитных материалов.



22. Закрытая спасательная шлюпка барка "Крузенштерн" (табличка) Перед ней гафель барака "Крузенштерн" (часть бизань-мачты барка с 1926 по 1997 годы).



23. Яхта Фольксбот, 1954 год. Проект разработан в Швеции. В СССР строились с 1960-х годов.



24. Ограждение рубки подводной лодки проекта 613 (табличка). Возможно это часть лодки С-357. Целиком лодку проекта 613 можно увидеть в Санкт-Петербурге на набережной Невы (С-189).



25. Экспозиция вооружений (табличка). Противолодочная самонаводящаяся торпеда СЭТ-40 Противолодочная самонаводящаяся торпеда СЭТ-65 Двухтрубный торпедный аппарат ДТА-53 "СЭТ-65" - советская противолодочная самонаводящаяся электрическая торпеда калибра 533 мм, предназначенная для поражения подводных лодок. Разработана НИИ "Гидроприбор" под руководством В. А. Голубкова. Принята на вооружение в 1965 году.



26. Автоматическая зенитная пушка 70-К 37-мм автоматическая зенитная артустановка 70-К — автоматическая пушка калибра 37 мм, стоявшая на вооружении Военно-Морского Флота СССР с 1940 года. Мои студенты "щёлкнули" меня.



27. Первые две установки управляются расчётом из живых людей.



28. Спаренная автоматическая артиллерийская установка 2М-3М 25-мм двухствольная автоматическая корабельная артиллерийская установка. Является средством самообороны кораблей, может быть использована для поражения целей на наклонной дальности до 3000 м. Производство было освоено на Туламашзаводе.



29. Спаренная автоматическая артиллерийская установка АК-230 - советская 30-мм спаренная автоматическая корабельная артиллерийская установка. Управлялась автоматически.



30. Реактивная бомбомётная установка РБУ-6000. РБУ-6000 ("Реактивно-бомбовая установка-6000", наименование — "Смерч-2") - советский реактивный морской бомбомёт со стационарной наводящейся в двух плоскостях установкой с двенадцатью радиально расположенными стволами. Предназначен для уничтожения подводных лодок и атакующих торпед противника. 6000 - максимальная дальность стрельбы в метрах.



31. Реактивные глубинные бомбы для РБУ-6000.



32. Корабельная якорная мина КБ.



33. Гидроакустическая станция МГС-407. Гидроакустическая станция МГС-407 предназначена для излучения и/или приёма и ретрансляции по радиоканалу гидроакустических сигналов. Применяются с целью обнаружения подводных лодок и других подводных объектов, связи с подводными лодками, а также в научных целях. Как правило, сбрасываются с самолёта, вертолёта или надводного корабля. После попадания в воду в течение определённого времени автоматически приводятся в рабочее положение. При этом из днищевой части поплавка на кабеле опускается на определённую глубину приёмник и/или передатчик гидроакустических колебаний. Принятый гидроакустический сигнал по УКВ-радиоканалу ретранслируется на самолёт или корабль-носитель в виде частотно-модулированного сигнала.



34. Буксируемый акустический трал (БАТ) Во время войны немцы применяли особые мины — электромагнитные и акустические. Для борьбы с ними нужны были специальные тралы. Акустические тралы - мощные источники звука в воде, способны вызывать взрывы акустических мин на расстояниях, безопасном для тральщиков. Весной 1942 г. были изготовлены первые образцы акустических тралов.



35. Гарпунная пушка. Применялась в охоте на китов.



36. Навигационный светящийся буй (табличка). Такими устройставми обозначают безопасный фарватер (коридор для прохода в узком месте реки или пролива).



37. Станок-качалка СК-3-1,2-630 (табличка). Зачем это в музее океана не совсем ясно.



38. Железнодорожный мост (табличка). Первый железнодорожный мост через реку Прегель в Кёнигсберге, который соединил районы Форштадт и Лаак. Сейчас не действует, но его брат, видимый на 16 фотографии (2 башни) эксплуатируется до сих пор.



39. Старый почтовый ящик.



40. Скамья Канта Одной из смысловых доминант музейной территории, прилегающей к выставочным корпусам, является стилизованная "скамья Канта". Предположительно, в конце XVIII-начале XIX века здесь пролегал маршрут, по которому часто ходил великий философ, профессор Альбертины, Иммануил Кант.  Этот маршрут получил в истории название "тропы Канта".  На склоне своих лет ученый любил приходить в этот портовый район, садиться на скамью и наблюдать за напряженной жизнью старого Кёнигсбергского порта. "Чтобы увидеть весь мир, не надо уезжать из Кенигсберга - достаточно прийти в порт и увидеть его!", - говорил Кант.  Сегодня вы можете прогуляться по "тропе Канта", окунуться в атмосферу Кёнигсберга, увидеть артефакты старого города и посидеть на "скамье Канта", прикоснувшись к треуголке и трости великого философа. Я присаживался и трогал :)


Координаты:
54°42'23.33"С
20°29'50.97"В