Пожарный автомобиль АЦ-20(51) ПМГ-36 (Брянск)

Пожарный автомобиль-цистерна установлен в Брянске у здания Противопожарного центра на улице Бондаренко.
Добраться до него можно на общественном транспорте (остановка "Курган бессмертия", Советский район Брянска).
Памятник находится на огороженной территории пожарной части.
Чтобы подойти к памятнику нужно пройти в проезд между домами с адресом проспект Дуки №59 (с различными литерами) и повернуть налево, пройти 100 метров, обойти ворота и ещё 50 метров прямо.
Состояние памятника - отличное.
Дата съёмки - 17 июня 2015 года.
01.

Все фото кликабельны до 3648х2736.
02. Дата установки на табличке 30 апреля 2014 года. В местной прессе, однако, есть репортаж с фотографиями об открытии этого памятника 26 декабря 2013 года. Обозначение модели тоже вызывает вопросы.





03. Автомобиль несколько раз сменил постаменты в разных местах Брянска, прежде чем встать на этом месте. Сначала машина стояла у депо на улице Ульянова в Бежицком районе, потом "переехала" на проспект Станке Димитрова. Потом была отреставрирована, поставлена на ход и установлена здесь.



04. Пожарные автомобили на базе ГАЗ-51 находились на вооружении в отдельных пожарных частях Брянского гарнизона вплоть до 1985 года.



05. На табличке этот автомобиль подписан, как АЦ-25(51). Автомобиль Цистерна с пожарным насосом ПН-25А, производительностью 20 литров в секунду, на базе ГАЗ-51. Это ПМГ-6 - шестая модель пожарной машины на базе ГАЗ, выпускавшаяся с 1949 по 1962 годы на Грабовском заводе (Пензенская область).



06. Но внимательное сравнение архивных снимков показывает, что это более поздняя модель - ПМГ-36 АЦ-20(51). ПМГ-6 и ПМГ-36 внешне похожи, но форма и расположение боковых люков, штуцеров рукавов, стеклянное "окно" насоса - характерные признаки модели 36.




07. ПМГ-36 выпускалась в 1962-1967 годах на Варшагинском, Грабовском и Кустанайском заводах. Характеристики: Боевой расчет - 5 человек. Запас воды - 1100 литров. Запас пенообразователя - 50 литров. Насос - ПН-20, подача - 20 л/с (1200 л/мин) при 9 атм. Колесная база шасси - 3300 мм. Габариты автомобиля: 6160х2230х2400 мм. Угол свеса - 40°/22° Полная масса - 5.400 т. Максимальная скорость - 70 км/ч. Расход топлива на привод насоса - 16,5 л/час.




08. Насос ПН-20 расположен в задней части кузова. Приводится в действие двигателем автомобиля. При закрытой крышке люка за работой насоса можно наблюдать в специальное окно (его наличие признак ПМГ-36).




09. Сцепное устройство, единственный фонарь габаритного огоня (он же стоп-сигнал) и всасывающий патрубок насоса.




10. Сверху на кузове установлены кронштейны, на которых находятся пеналы для всасывающих рукавов (жестких четырёхметровых труб). Запаса воды в цистерне может не хватить для тушения пожара, поэтому её ставят у источника воды (пруд, речка, пожарный резервуар, магистраль водопровода). Всасывающий рукав опускается в источник одним концом, а вторым присоединяется к насосу. Насос подаёт под высоким давлением воду в напорные рукава, при помощи которых пожарные и заливают огонь.



11. Одинаковые по размеру и расположенные на одном уровне дверцы боковых люков это признак ПМГ-36. За этими дверцами находятся напорные рукава и дополнительное оборудование.



12. Штуцер для подключения напорного рукава. В 30-40-е годы ХХ века в СССР применялись несимметричные винтовые соединения пожарных рукавов. Затем появились чугунные полугайки Ротта с тремя клыками, расположенными под 120° относительно друг друга. Им на смену пришли головки Богданова (алюминиевые и латунные) с двумя диаметрально расположенными клыками (захватами). В настоящее время применение полугаек Ротта запрещено, но в табеле положенности пожарных автоцистерн прописана переходная головка "Богданов - Ротт". На этой машине трёхзубые полугайки Ротта.



13. Выштамповка "Горьковский автозавод" показывает, что базовое шасси этого автомобиля выпущено после 1955 года. На крыле стандартная оптика ГАЗ-51. У передней двери на высокой штанге установлена фара-искатель с ручным приводом.



14. Радиаторы на месте.



15. Двигатель и ходовая в порядке. Автомобиль был полностью отреставрирован и заехал на постамент своим ходом.



16. В паре с АЦ-20(51) ПМГ-36 установлен броневик БРДМ-2РХБ.



17. Территория пожарной части выглядит закрытой. Но между левой стойкой ворот и забором полуметровая щель. Характерно вытоптанная трава показывает, что этот проход пользуется популярностью.


Ссылки:
Wikimapia
Точка на Yandex (у объекта нет фото и его не видно на панорамах)
KMZ-файл
Координаты:
53°15'52.07"С
34°21'29.10"В