Сверхзвуковой истребитель МиГ-21 установлен в Чите в парке ОДОРА (Окружного дома офицеров Российской Армии, улица Ленина, дом 88).
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника - среднее.
Дата съёмки - 13 августа 2015 года.
01.
Все фото кликабельны.
02. Памятник установлен на пьедестале 26 мая 2011 года.
"12 июня под звуки военного оркестра и при участии Роты почётного караула в парке ОДОРА прошло торжественное открытие памятника военным лётчикам Забайкалья.
Памятник символизирует единство боевого братства авиаторов и верность воинскому долгу.
На церемонии присутствовали представители краевой, городской администраций, ветераны и участники Великой Отечественной войны, представители воинских, ветеранских, общественных организаций" (chita.ru)
03. МиГ-21 (по кодификации НАТО: Fishbed — «Слой c окаменелыми останками рыб») — советский лёгкий сверхзвуковой фронтовой истребитель третьего поколения, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в середине 1950-х годов.
Первый "МиГ" с треугольным крылом.
Самый распространённый военный самолёт в истории.
В процессе серийного производства неоднократно модифицировался в направлении повышения лётно-технических характеристик и развития функциональных возможностей (учебно-тренировочный, перехватчик, разведчик).
Применялся во множестве вооружённых конфликтов.
04. Судя по формальным признакам, таким, как размер киля (маленький), контейнер тормозного парашюта в основании киля, отсутствие встроенной пушки, две крыльевые точки подвески вооружения, хорда позади фонаря кабины (горбик) этот самолёт - МиГ-21ПФ поздних серий.
05. Памятник в грустном состоянии. Он повреждён во многих местах и разукомплектован.
На колёса основных стоек не были установлены покрышки, многие элементы помяты или треснуты.
Фонарь кабины пилота при установке был прозрачный (пруф), сейчас прикрыт листом металла.
06. Многоцелевой фронтовой истребитель-перехватчик МиГ-21ПФ является дальнейшим развитием истребителя МиГ-21Ф-13 и представляет собой одноместный легкий всепогодный самолет.
По своим взлетно-посадочным характеристикам самолет может эксплуатироваться с аэродромов второго класса.
07. Внутри хвостовой части фюзеляжа располагается кожух двигателя.
Форсажная камера двигателя закреплена у шпангоута No. 36.
Фюзеляж заканчивается хвостовым коком, выполненным без внутренней обшивки.
Для обдува двигателя имеются специальные воздухозаборники.
Применяемый двигатель Р11Ф2-300 (изд. 37Ф2) представляет собой двухвальный турбореактивный двигатель, состоящий из осевого шестиступенчатого двухроторного компрессора, десяти индивидуальных камер сгорания трубчатокольцевого типа в общем кожухе, двухступенчатой осевой газовой турбины, форсажной камеры с регулируемым реактивным соплом, системы питания и автоматикой управления двигателем.
Масляная система автономная.
Система запуска - автоматическая.
08. Топливная система состоит из шести внутрифюзеляжных, одного накладного баков, крыльевых баков-отсеков общей емкостью 2840 л. и одного подвесного бака емкостью 490 л.
Система выработки топлива автоматическая.
09. Гидросистема состоит из двух раздельных гидросистем - бустерной и основной.
Основная гидросистема обслуживает шасси, закрылки, тормозные щитки, противопомпажные створки, выдвижной конус воздухозаборника, регулируемое реактивное сопло и одну камеру бустера БУ-51МС стабилизатора.
Бустерная гидросистема обслуживает два бустера БУ-45А элеронов и одну камеру бустера стабилизатора.
Воздушная система включает в себя две самостоятельные системы - основную и аварийную.
Основная система обеспечивает торможение колес, открытие фонаря и его герметизацию, выпуск и сброс тормозного парашюта, аварийный подброс фонаря.
Аварийная система обслуживает аварийный выпуск шасси и аварийное торможение колес основного шасси.
Воздух для питания герметической кабины отбирается от двигателя за компрессором.
В кабине поддерживается автоматически заданная температура воздуха и давления.
Нормальные условия летчику при полетах на больших высотах обеспечивается кислородной системой питания ККО-3 с костюмом ВКК-4 и гермошлемом ГШ-4М или маской КМ-30М.
Спасение летчика в аварийных случаях обеспечивается системой катапультируемого сидения с защитой летчика фонарем.
На самолете смонтирована система жидкостного (спиртового) противообледенителя фонаря.
10. Хвостовое оперение стреловидной формы.
Стабилизатор закреплен на оси, которая может поворачиваться в подшипниках.
Управление стабилизатором осуществляется от ручки управления через двухкамерный бустер БУ-51МС, включенный по необратимой схеме.
В систему управления стабилизатором включена автоматика АРУ-3В, автоматически изменяющая передаточные числа от ручки управления к стабилизатору и одновременно к загрузочному пружинному механизму в зависимости от скорости и высоты полета.
В систему управления стабилизатором включен также механизм "триммерного эффекта" который позволяет осуществлять в полете продольную балансировку самолета.
На верхней части киля установлена трёхштыревая антенна запросчика-ответчика системы госопознования СРЗО-2М "Хром-Никель".
11. Для сокращения пробега при посадке на самолете имеется тормозной парашют площадью 19 м2.
Находится он в контейнере тормозного парашюта ПТ-21УК.
Парашют выпускался на максимальной скорости в 320 км/ч и когда самолет был на высоте 1 м над полосой.
Полное раскрытие за 1.5 секунды.
Две каплевидные створки контейнера раскрыты над соплом двигателя.
12.
Под хвостовой частью фюзеляжа, по оси симметрии, проходит аэродинамический гребень площадью 0,8 м2 и длиной 3,5 м.
Передняя часть гребня - радиопрозрачная.
На фото хорошо видно, что стабилизатор - цельноповоротный.
13. Под фюзеляжем располагаются два передних тормозных щитка.
Между ними передний узел подвески вооружения.
За щитками, ближе к хвосту, створки ниш шасси.
За ними - задний узел подвески вооружения.
Дальше - ещё один тормозной щиток.
14. Крыло самолета треугольное с углом стреловидности по передней кромке 57°.
На крыле установлены элероны и посадочные закрылки.
Внутри каждого крыла имеются два герметических бака отсека для размещения топлива.
Профиль крыла - симметричный, скоростной, типа ЦАГИ-С-9С с относительной средней толщиной 5 процентов.
Угол установки крыла 0°, поперечное "V" крыла - 2°.
Основными материалами в конструкции крыла являются: дюралюминий Д16, сплав В95, стали ЗОХГСНА и ЗОХГСА, сплавы МЛ5-Т4 и ВМ65-1.
В носках крыла установлены узлы для подвески ракет.
На консолях крыла, ближе к законцовкам, находятся аэродинамические гребни высотой 7 процентов от местной хорды.
15.На нижней поверхности крыла размещен отсек уборки основной стойки шасси.
Обшивка крыла имеет толщину от 1,5 мм до 2,5 мм.
На фото хорошо видна трещина в обшивке.
16. Остатки привода управления закрылками.
В середине видны два штуцера гидравлической системы.
Сами приводы и закрывающий их кожух - утрачены.
17.
Шасси самолета трехколесное, убирающееся в полете.
Носовая стойка убирается вперед и размещается в нижней передней части фюзеляжа.
Носовая стойка оборудована демпфером, обеспечивающим гашение автоколебаний.
Основные стойки шасси установлены в крыле.
При уборке оси колес разворачиваются с помощью специального механизма, колеса убираются в фюзеляж а стойки укладываются в крыло.
На основных стойках установлены колеса КТ-92 размером 800Х200, на носовой стойке КТ-38 размером 500Х180.
Колеса имеют систему автоматического растормаживания для предупреждения юза (аналог автомобильной ABS).
Аварийная система торможения обеспечивает торможение только основных колес.
На этом памятнике отстутствуют покрышки основных стоек.
18. Основные колеса - тормозные КТ-82 размером 660x200В (с дисковым тормозом); носовое колесо - тормозное КТ-38 (с двумя камерными тормозами) размером 500х180А - оборудованы системой автоматического торможения.
Колея шасси - 2,692 м, база - 4,87 м.
Амортизаторы всех трех опор шасси размещены внутри стоек.
Верхние полости основных стоек используются в качестве баллонов основной пневмосистемы.
19. Носовая стойка шасси оборудована механизмом возврата колеса в нейтральное положение, который размещен внутри стойки.
При рулении, когда амортизатор обжат, механизм выключается и колесо может разворачиваться.
При взлете, когда с амортизатора снимается нагрузка, механизм включается и стопорит колесо в нейтральном положении.
Носовая стойка оборудована также механизмом управления при рулении самолета, размещенным на стойке и тягами связанным с педалями управления рулем направления.
Включение и выключение этого механизма производятся рукояткой гидравлического крана, расположенной на приборной доске под переключателем шасси.
Шасси оборудовано световой сигнализацией (на основных и носовых стойках) и механической сигнализацией (на носовой стойке), а также лампами внешней сигнализации, установленными на всех стойках.
20. Передняя часть воздухозаборника оборудована выдвижным всережимным конусом.
Конус управляется следящей системой, сопряженной с автоматикой, обеспечивающей автоматическое выдвижение и уборку его в зависимости от изменения степени сжатия в компрессоре.
Кроме того, на определенных углах атаки имеется дополнительная коррекция по углам отклонения стабилизатора.
При числе М меньше 1,5 конус максимально убирался внутрь воздухозаборника.
На скоростных режимах, соответствующих числам М от 1,5 до 1,9, конус перемещался в среднее положение, при числе М выше 1,9 он выдвигался максимально вперед.
Для предупреждения возникновения явления помпажа воздухозаборника в полете или при выходе самолета на большие углы атаки, на фюзеляже имеются автоматически управляемые противопомпажные створки.
Прямоугольники противопомпажных створок, открывающихся наружу видны на боках фюзеляжа в самом низу фото.
Ссылки:
Wikimapia
Фото на Yandex
KMZ-файл
Координаты:
52° 2'2.61"С
113°30'24.64"В