Торпедный катер пр.123К (Азов)

Рядом с Азовской крепостью, на самом берегу Дона стоит высокий ппостамент с торпедным катером пр.123К "Комсомолец". Доступ свободный, трогать и лазить нельзя - высоко. Охраны нет. Состояние памятника - удовлетворительное. Дата съёмки - 06 августа 2020 года. 01. 02. С октября 1941 г. по июль 1942 г. в Азове базировался отдельный Донской отряд Азовской военной флотилии, оборонявший устье Дона и побережье Таганрогского залива. В него входили речные канонерские лодки, дивизион сторожевых катеров, береговая батарея №661, 40-й отдельный артдивизион, бронепоезд №10 "За Родину". На второй табличке сведения о самом памятнике. 03. Памятник Азовской военной флотилии был открыт 9 мая 1975 года. Архитектор Г.А. Стульцев. 04. Предположительно, этот катер был построен на Судостроительном заводе "Море" (завод номер 831) в городе Феодосии, а затем проходил службу на Каспийском море. В таком случае, это один из катеров, обозначавшихся как ТК-274, ТК-413, ТК-414, ТК-415, ТК-649 или ТК-717. 05. Катера проекта 123К были последним вариантом торпедных катеров "Комсомолец". 06. Выпускались они в 1951-1955 годах. Серия составила 205 единиц. Послевоенный выпуск и крупная серия послужили одной из причин почему на большинстве ныне существующих в нашей стране мемориалов с торпедными катерами установлены именно катера проекта 123К. 07. После осознания в 1960-х годах командованием ВМФ морального устаревания торпедных катеров по сравнению с появившимися ракетными катерами, существенная часть "Комсомольцев" была экспортирована в другие страны по всему миру. Некоторые из них даже приняли участие в локальных войнах. Например, арабо-израильских или в боевых действиях между Турцией и Кипром. 08. Полное водоизмещение катера - 22.5 т. Наибольшая длина - 19.3 м. Наибольшая скорость хода - 50 узлов (92.6 км/ч). Автономность - 1.5 суток. Дальность плавания 35 узловым ходом - 450 миль (833 км). Экипаж - 7 человек (1 офицер). 09. Вооружение катера проекта 123К: Два однотрубных 450-мм торпедных аппарата ТТКА-45 (в первой серии) или ТТКА-45-52 (в сериях II - VI), снаряжённые торпедами 45-36Н или 45-36НУ. Одна двуствольная установка 14.5-мм крупнокалиберных пулемёта Владимирова 2М-5. Шесть сбрасываемых глубинных бомб БМ-1. 10. В носовой части можно заметить якорь с цепью. 11. В силу того, что катер установлен на высоком постаменте, фактически недоступном для детей и других любителей что-то сломать или открутить детальки на память, многие элементы сохранились в первозданном виде. 12. Одним из основных отличительных элементов конструкции катеров проекта 123К от предыдущих вариантов "Комсомольцев" (123, 123-бис, М123-бис) стало наличие мачты с РЛС "Зарница" и станцией опознавания "Факел-М" вместо центральной пулемётной установки. По наличию этой антенны очень легко отличить на постаментах, кинофильмах, иных фото- и видеоматериалах катера военного времени и эту послевоенную серию. 13. "Зарница" — малогабаритная обзорная радиолокационная станция для торпедных катеров. Назначение — обнаружение надводных целей и выработка данных для управления торпедной атакой. Первая советская корабельная станция, которая обслуживалась одним человеком. Разработана согласно постановлению Совета Министров СССР от 10 июля 1946 года в НИИ-10. Главный конструктор — А. К. Балаян. На основе РЛС "Зарница" в начале 1950-х годов был создан корабельный радиолокационный дальномер "Штаг-Б" для управления стрельбой орудий главного и универсального калибра (130—152 мм) на советских эсминцах и крейсерах. 14. Большая бочка - имитация глубинной бомбы. Судя по размеру - это ББ-1 (бомба большая, первая). Хотя по штату катерам этого типа полагались бомбы меньшего размера БМ-1 (бомба малая, первая). Радиус зоны поражения ББ-1 был слишком большим для торпедного катера. 15. Ещё одно отличие от реальности - пулемётная установка. Должна быть двуствольная 2М-5 с КПВ, а стоит макет одноствольной с (как бы) ДШК. 16. Кормовая часть катера скрыта в постаменте. 17. Элементы рулевого управления. 18. Интересный памятник в неплохой комплектации. Координаты: 47° 7'4.53"С 39°25'19.83"В