Вертолёт Ми-24 (Ростов-на-Дону)

Боевой вертолёт Ми-24В установлен в Ростове-на-Дону на улице Новаторов у здания заводоуправления завода "Роствертол".
Доступ свободный, постамент высокий. Охраны нет.
Состояние памятника - отличное.
Дата съёмки - 15 марта 2016 года.
01.

Все фото кликабельны до 3648х2736.
02. Транспортно-боевой вертолёт Ми-24. Разработан конструкторским бюро имени М.Л.Миля. Выпускается с 1973 года. Эксплуатируется вооружёнными силами России. Поставлен на экспорт более чем в 20 стран мира.





03. Ми-24 (разраб. "изделие 240 (242, 246 и т. д.)", пенд. натовск. Hind — "лань", рус. армейск. "крокодил", "горбатый", "полосатый", "рашпиль", "напильник", "шмель" (модификации Ми-24А и Ми-24Б имели прозвище "веранда" или "стакан"), душманск. "шайтан-арба") - эпичнейший советский и российский боевой вертолёт. Наравне с Калашом и Уралом является широко известным символом советской тоталитарной военщины.



04. С начала 60-х годов самой вертолётной страной были США, во многом благодаря "Ирокезу". Эта вундервафля активно применялась во Вьетнаме для доставки мясца и демократии в коммунистические джунгли, а когда на её основе в 1967 году собрали специализированный штурмовой вертолёт "Кобра", в СССР решили - надо шевелить рогом.



05. Изготовить "наш ответ Чемберлену" поручили ОКБ Миля, занимавшемуся поклейкой геликоптеров с 47 года. Полученный аппарат являл собой замечательный пример неукоснительного соблюдения взаимоисключающих параграфов, так как (согласно концепции "летающей БМП") мог и пехоту возить, и ракетные удары наносить, имел крылья (дающие до 30% подъёмной силы) и немалые размеры. При этом был суров, бронирован и живуч, но не очень маневренен. На вооружение был принят в 1971 году.



06. Ми-24 модификации "А" имел угловатое остекление, названное "верандой". Лётчики сидели практически бок о бок, и была вероятность того, что в случае обстрела из стрелкового оружия могли быть выпилены сразу оба лётчика. Пилот при таком расположении видел чуть больше, чем ничего. Ещё была проблема с обледенением всего фонаря кабины - иногда штурману приходилось прямо в полёте открывать кабину и чем-то соскребать лёд, чтобы улучшить обзор.




07. После доработки напильником и эпоксидкой лётчики сидели в раздельных кабинах с выпуклыми стёклами. Пилот сидел в верхней кабине, а штурман-оператор — в нижней. За свой внешний вид вертолёт получил прозвище "крокодил".




08. Про концепцию "летающей БМП" можно сказать, что ее придумал сам Миль. А как известно — почти все вертолеты, которые у нас выпускают, Миль или проектировал, или концептуально описал, даже Ми-28, а умер он за 15 лет до первых испытаний.




09. Общая концепция была такова. Первый тип - "Боевой вертолет". На эту роль у нас проектировался Ми-28 и Ка-50 (Ка-52 появится позднее). Машины, хоть и проектировались под одну роль, задачи имели несколько разные — Ка-50 хотели отдать морякам (соосная схема отлична для палубных вертолетов, Камов их и делал все время).




10. Второй тип - "БМП" - это и есть наш сабж. Планировалось его использовать как атакующий вертолет поддержки. То есть часть вертолетов бы вооружалась, а часть имела по 2 блока НАР, зато с десантом. Ну и вообще, на них планировали увозить раненых, например.



11. Третий тип - "Транспорт". Эту роль выполнял Ми-8. Именно сверхнадежность Ми-8 и породила ненужность Ми-24, как транспорта — если Ми-8 бронировать кабину (что сейчас и делается), то он уже вполне может летать даже под обстрелом.



12. Засветившись в паре незначительных конфликтов между зулусами и папуасами, крокодил вместе с советскими войсками оказался в Афганистане. Тут-то и выяснилось, что концепция "летающей БМП" малоэффективна - вместо восьми центнеров мяса с автоматами лучше взять столько же бомб и ракет, а мясо возить на специально предназначенных для этого Ми-8. Также в разрежённом горном воздухе отказывались тянуть движки. Из-за этого (чтобы сохранить летучесть) первое время Ми-24 летали с половинным боекомплектом и всячески избегали работы маршруткой. Возникла необходимость допиливания двигателей.



13. Чтобы они меньше засирались пылью, на воздухозаборники поставили специальные хреновины, внешне похожие на грибы (хреновины сии называются ПЗУ — пылезащитное устройство). После доработки (версия Ми-24В) крокодилы стали основной рабочей машиной войны - они равняли НУРСами кишлаки, сбрасывали бомбы на горные крепости, прикрывали с воздуха колонны и выносили корованы с оружием и наркотой.



14. С 1984 года лётчики столкнулись с тем, что их пытаются выпилить с помощью ПЗРК "Стингер". Чтобы обмануть тепловую ГСН, на выхлопные отверстия запилили экранно-выхлопные устройства — это такие железные коробки, в которых горячий воздух из движка смешивался с атмосферным.



15. Свежий воздух входил в передние решётки, мешался с раскалёнными газами и улетал в верхнюю дырку. Тем самым устанялось яркое горячее пятно, так любимое ИК-головкой "Стингера".



16. Ещё ставили устройства для отстрела тепловых ловушек и станцию активных оптических помех "Липа" (такая хрень на мигалку похожая позади несущего винта). От "Липы" инфракрасная ГСН буквально сходила с ума, и начинала видеть цель везде. "Липа" стоит сверху, а ловушки вылетали из двух треугольных ящиков приделанных под ней.



17. Можно сказать, что Афганская война стала для этих вертолётов рекламной площадкой, ибо хоть их и повыпиливали немало, но страху на душманов они нагнали ещё больше. Со второй половины 80-х их можно было увидеть практически в любой азиатской или африканской стране, так как СССР щедро поставлял его всем своим потенциальным друзьям. Крокодил сумел засветиться практически во всех значимых войнах и междоусобицах. Немало этому поспособствовала былинная надёжность машины, которая годами могла обходиться без обслуживания, не ломаясь в кривых руках арабов и негров.



18. Оснащён двумя газотурбинными двигателями по 2000 лошадок (2500 на модернизированных "крокодилах"), что позволило серийному аппарату иметь максимальную скорость 330 км/ч, а в случае повреждения одного из движков — улететь на втором. В 1978 году из него выжали 368 км/ч, установив мировой рекорд скорости для вертолётов (был побит в 1986 году). Нельзя забывать ещё и то, что "рекордный" Ми-24 с серийным имеет не так уж много общего, у него нет ни крыльев, ни вооружения, ни даже всяких штучек типа ЭВУ или защитных фильтров на воздухозаборниках. Разве что краску не сдирали для снижения сопротивления, что практиковалось на "рекордных" самолётах.



19. Бронированы кабина пилота и основные узлы, что позволяет класть с прибором на автоматные и винтовочные пули.



20. В Афганистане лобовое бронестекло держало пули от ДШК (12,7 мм). К тому же все системы управления были сдублированы, так что даже их повреждение не гарантирует уничтожения вертолёта. Военами Аль-Лаха для выноса зверька использовались пулемёты калибра 14,5 мм и ПЗРК "Стрела" (изредка "Stinger"), при этом известны случаи, когда вертолёт возвращался на базу с десятками пробоин, но живой. Впрочем, навороченная броня не помешала потерять один Ми-24 в Чечне от попадания одной-единственной пули 7,62 мм (спасибо товарищу Калашникову) в трубопроводы гидросистем.



21. Встроенное вооружение - каноничной считается турель с 12,7-мм четырёхстволкой ЯкБ, существуют также варианты с неподвижной двухствольной пушкой ГШ-30 и двухствольной пушкой ГШ-23 (Ми-35, Ми-24ВП) в подвижной установке.



22. Что характерно, ЯкБ оказалась недостаточно мощной для поражения мало-мальски бронированных целей — не зря в Штатах и их союзниках аналогичные 12,7-мм роторные пулемёты ставятся, как правило, только на лёгкие небронированные вертолёты типа Kiowa и UH-60 для полицейских и противопартизанских задач.



23. А вот у ГШ-30, наоборот, мощща лилась через край (правый, ибо крепилась к правому борту и нехило портила центровку). И только после установки ГШ-23 удалось прийти к консенсусу, хотя самой распространённой версией по-прежнему является Ми-24В с ЯкБ (вытесняется моделями Ми-24П и Ми-24ПН с ГШ-30 и потихонечку Ми-35 с ГШ-23, ибо "Вэшка" — архаика непроходимая, во многих частях среди действующей техники её уже просто нет).



24. Подвесное — имеет 6 подвесов (Ми-24ПН и Ми-35 по 4), куда можно цеплять огромное количество ништяков: контейнеры НУР, а на ранних "Фаланга" и ракеты "воздух-воздух" Р-60 или "Игла-2В", контейнеры с пушками, гранатомётами и четырехствольными пулемётами, бомбы на 250 и 500 кг, а также дополнительные топливные баки. Особенно стоит отметить рождённую сумрачным советским гением гондолу ГУВ (гондола универсальная вертолётная), в которую входил ещё один 12,7 мм ЯкБ (либо гранатомёт) и сразу два 7,62 мм пулемёта "попроще" (таки тоже 4-х ствольных, ГШГ-7,62), итого до 7 пулемётов на борт. В общем, обиженным никто не останется, кроме лётчиков, которым добавляется лишний немалый груз, а плотность огня просто излишняя. В Афганистане экипажи от них даже пытались отказываться, а летали под угрозой наказания.



25. Толстые бочки - много-много неуправляемых ракет для закидывания врага шапками. Длинные палочки - ПТУРы для поражения броневых черепах прямо в сердце или подземных нор-ДОТов в глаз-амбразуру.



26. Туда же вешалось дополнительное ствольное "пострелять", железное "побомбить", пустое - "подзаправиться".



27. Высокоточное "копьё" ПТУР управлялось через специальный "глаз" - станцию "Радуга".



28. Вон она - под брюшком справа по полёту.



29. Брутальность Ми-24 = [0,98] Свиборга. Благодаря характерному звуку винта и суровому внешнему виду вертолёт способен оказывать довление на психику не хуже знаменитого Ju-87 с его сиреной. По словам американских морпехов, которые закупили сабж в ГДР после распада Совка и используют его на учениях, это единственный вертолёт, при виде которого хочется прижаться к земле и не отсвечивать. В Афганистане бравые вертолётчики, расстреляв БК, просто летали на бреющем над полем боя, от чего душманы в панике разбегались - трудно удержать кирпичи в себе, когда на тебя с хищным клёкотом пикирует здоровенный бронированный птеродактиль, весь увешанный оружием.



30. Передняя лапка.



31. Задняя лапка (в комплекте 2 шт.) И передняя и задние - прячутся в животик для скорости.

32. Запасная хвостовая нога на случай излишнего задирания ночи.

33. Где-то рядом за деревьями, окружающими гнездо "Роствертола", шумит "Корова" - Ми-26.

Координаты:
47°15'5.63"С
39°43'27.53"В