Ростовский музей ж/д: Время тепла и света


Тепловозная и электровозная часть экспозиции музея железнодорожного транспорта в Ростове-на-Дону.
Дата съёмки: 17 марта 2016 года.
01.

Все фото кликабельны до 3648х2736.

02. Кроме паровозной классики в музее представлены тепловозы, электровозы, подвижной состав, строительная техника и узкоколейные поезда.

Далее экспонаты сгруппированы по классам, а внутри классов перечислены по алфавиту.

Тепловозы



03. ТГК2-6970
Тип: двухосный маневровый и промышленный тепловоз с гидропередачей.
Осевая формула: 1+1
Тип ТГК2 выпускался с 1960 по 2008 годы.
Название ТГК2 расшифровывается, как "Тепловоз с гидропередачей Калужского завода, тип 2".
Всего построено более 19000 штук.
ТГК2-6970 построен в 1984 году на Калужском машиностроительном заводе.
Похожий локомотив с неустановленным номером я видел в Калининграде
(wiki)




04. ТЭ3-6938
Тип: двенадцатиосный двухсекционный грузовой тепловоз.
Осевая формула: 2(3О—3О)
Тип ТЭ3 выпускался с 1953 по 1973 годы.
Всего построено: 6808 штук (13617 секций).
Название ТЭ3 расшифровывается, как "Тепловоз с электрической передачей, 3-я модель".
ТЭ3-6938 построен в 1968 году на Луганском тепловозостроительном заводе.
(wiki)




05. ТЭМ1М-078
Тип: шестиосный маневровый тепловоз
Осевая формула: 3О—3О.
Тип ТЭМ1 выпускался с 1958 по 1968 годы.
Всего построено: 1946 штук.
Название ТЭМ1 расшифровывается, как "Тепловоз с электрической передачей, маневровый, тип 1".
Индекс ТЭМ1М тепловозы получали при модернизации в процессе капитального ремонта.
ТЭМ1М-0078 построен в 1959 году на Брянском машиностроительном заводе.
(wiki)




06. ТЭП10-311
Тип: шестиосный тепловоз с электрической передачей, пассажирский.
Осевая формула: 3О—3О.
Тип ТЭП10 выпускался с 1961 по 1968 годы.
Всего построено: 335 штук.
Тип ТЭП10 имеет собственное именное обозначение - "Стрела".
ТЭП10-311 построен в 1967 году на Харьковском заводе транспортного машиностроения.
(wiki)




07. ТЭП60-0845
Тип: шестиосный тепловоз с электрической передачей, пассажирский.
Осевая формула: 3О—3О.
Тип ТЭП60 выпускался с 1960 по 1985 годы.
Всего построено: 1357 штук.
Название ТЭП60 расшифровывается, как "Тепловоз с электрической передачей, пассажирский, 6я разработка Коломенского завода".
Для своего времени ТЭП60 - самый быстрый тепловоз в мире, на нем достигнута скорость 193 км/ч.
ТЭП60-0845 построен в 1982 году на Коломенском тепловозостроительном заводе.
(wiki)


Электровозы



08. ВЛ8-713
Тип: восьмиосный двухсекционный магистральный грузовой электровоз постоянного тока.
Осевая формула: 2О+2О+2О+2О.
Тип ВЛ8 выпускался в 1953 и с 1955 по 1967 годы.
Всего построено: 1723 штуки.
До января 1963 года тип имел обозначение Н8 (Новочеркасский, восьмиосный), но после восстания рабочих в Новочеркасске был переименован в ВЛ8 (Владимир Ленин, восьмиосный).
ВЛ8-713 построен в 1963 году на Тбилисском электровозостроительном заводе.
(wiki)




09. ВЛ22м-1119
Тип: шестиосный электровоз постоянного тока.
Осевая формула: 3О—3О.
Тип ВЛ22м выпускался с 1947 по 1958 годы.
Всего построено: 1542 штуки.
Тип ВЛ22мпоследний представитель семейства сурамских локомотивов.
Сурамские локомотивы - грузовые и грузопассажирские электровозы постоянного тока.
Изначально проектировались и строились по заказу СССР специально для работы на Сурамский перевал (участок Закавказской железной дороги Хашури—Зестафони с очень тяжёлым профилем).
Электровозы на Сурамском перевале начали применяться в 1932 году (сначала американского и итальянского, а с 1933 года - советского производства).
Сурамском перевале стал первым электрифицированным участком советских железных дорог.
ВЛ22м-1119 построен в 1954 году на Новочеркасском электровозостроительном заводе.
(wiki: ВЛ22м, wiki: Сурамские электровозы)




10. ВЛ41-073
Тип: четырёхосный маневровый электровоз переменного тока.
Осевая формула: 2О—2О
Тип ВЛ41 выпускался с 1963 по 1964 годы.
Всего выпущено 78 электровозов ВЛ41.
ВЛ41-073 построен в 1964 году на Днепропетровском электровозостроительном заводе.
(wiki)




11. ВЛ61Д-012
Первоначальный тип: грузовой магистральный электровоз переменного тока.
Осевая формула: 3О—3О.
Тип ВЛ61 выпускался с 1954 по 1957 годы.
До января 1963 года тип имел обозначение НО - "Новочеркасский Однофазный".
ВЛ61Д-012 построен в 1957 году на Новочеркасском электровозостроительном заводе.
Всего было построено 12 электровозов этого типа - этот локомотив стал последним в серии.

В 1963 году при электрификации на переменном токе главного хода Северо-Кавказской железной дороги на участке Ростов-Главный - Георгиевск возник стык постоянного и переменного тока по станции Минеральные Воды.
Было решено не оборудовать станцию переключателями контактной сети, а применить на линии Минеральные Воды - Кисловодск (электрифицирована на постоянном токе в довоенные годы) электровозы двойного питания.
В конце 1963 года было осуществленно переоборудование электровоза ВЛ61-004 в электровоз двойного питания, получившего обозначение серии ВЛ61Д.
После успешных испытаний ВЛ61Д-004 в 1964-1965 годах были переоборудованы на двойное питание и 11 остальных электровозов этой серии, включая и этот ВЛ61Д-012.
(wiki: ВЛ61Д, wiki: Станции стыкования)




12. ВЛ80к-015
Тип: двухсекционный восьмиосный грузовой магистральный электровоз переменного тока.
Осевая формула: 2(2О—2О).
Тип ВЛ80 выпускался с 1961 по 1995 годы (ВЛ80к с 1963 по 1971).
Всего построено: 4921 штука.
Тип ВЛ80 - основной грузовой локомотив на линиях переменного тока железных дорог Советского Союза.
До января 1963 года тип именовался Н8О - "Новочеркасский, восьмиосный, однофазный".
ВЛ80к-015 построен в 1963 году на Новочеркасском электровозостроительном заводе.
(wiki)




13. ВЛ82-016
Тип: двухсистемный двухсекционный восьмиосный грузопассажирский электровоз.
Осевая формула: 2(2О—2О).
Тип ВЛ82 выпускался с 1966 по 1979 годы.
Всего построено: 91 штука.
ВЛ82-016 построен в 1968 году на Новочеркасском электровозостроительном заводе.
В основе ВЛ82 лежит конструкция ВЛ80, модернизированная для работы в двух системах электропитания.
К 1980 году ВЛ82 заменили ВЛ61Д на участках электрифицированных переменным током 25 кВ 50 Гц, и постоянным 3 кВ.
К этому моменту большая часть выпущеных ВЛ82 была передана в депо Минеральные воды, где и эксплуатировалась в дальнейшем.
Станцией стыкования Минеральные воды были до 2006 года, когда участок постоянного тока Минеральные Воды - Кисловодск был переведён на переменный ток.
Все ВЛ82 были списаны к началу 2010-х годов.
Так ВЛ82-016 оказался в музее.
(wiki)




14. ВЛ84-002
Тип: опытный двухсекционный восьмиосный грузовой магистральный электровоз переменного тока.
Осевая формула: 2(2О—2О).
Тип ВЛ84 выпускался в 1979 году.
Всего построено: 2 штуки, сохранился только этот экземпляр.
ВЛ84-002 построен на Новочеркасском электровозостроительном заводе.
Новочеркасский электровозостроительный завод на основе двухсекционных восьмиосных грузовых электровозов серии ВЛ80 спроектировал усиленный электровоз с опорно-рамным подвешиванием тяговых электродвигателей, предназначенный для вождения тяжёлых грузовых поездов на железнодорожных линиях с крутыми подъёмами, в том числе при низких температурах.
Для этих электровозов часто применялось название — электровозы для БАМа, это связано с тем, что их планировалось внедрить на Байкало-Амурскую магистраль.
Однако в ходе испытаний не удалось добиться нормальной работы тягового привода и электровозы так и не пошли в серию.
После завершения испытаний электровозы поступили для эксплуатации в депо Батайск Северо-Кавказской железной дороги.
Спустя некоторое время ВЛ84-001 разобран и используется в депо в качестве сарая.
Электровоз ВЛ84-002 долгое время эксплуатировался в депо Батайск после замены экспериментальных тележек серийными, а затем был передан в этот музей.
(wiki)




15. ЧС2-806
Тип: шестиосный пассажирский электровоз постоянного тока.
Осевая формула: 3О—3О
ЧС2 расшифровывается как ЧехоСловацкого производства, тип 2.
Тип ЧС2 выпускался с 1958 по 1973 годы на заводе Skoda для железных дорог Советского Союза.
Всего построено: 942 штуки.
ЧС2-806 построен в 1970 году на Zavody V.I.Lenina Plzen, narodni podnik.
(wiki)




16. ЧС4-029
Тип: шестиосный пассажирский электровоз переменного тока.
Осевая формула: 3О—3О.
Тип ЧС4 выпускался с 1963 по 1972 годы.
Всего построено: 230 штук.
ЧС4-029 построен 16.02.1967 года на заводе Skoda, oborovy podnik .
(wiki, scado.narod.ru)




17. ЧС4т-548
Тип: шестиосный пассажирский электровоз переменного тока.
Осевая формула: 3О—3О.
Тип ЧС4т выпускался в 1971, 1973, 1974 и с 1977 по 1986 годы.
Всего построено: 510 штук.
ЧС4т расшифровывается как "ЧехоCловацкого производства, тип 4, оборудованный реостатным тормозом".
ЧС4т-548 построен в марте 1983 года на Zavody V.I.Lenina Plzen, narodni podnik.
(wiki)




18. ЭР22-29
Тип: пассажирский электропоезд постоянного тока.
Осевая формула моторного вагона: 2О—2О
Тип ЭР22 выпускался с 1964 по 1968 годы.
Всего построено: 70 штук.
ЭР22-29 построен в феврале 1968 года на Рижском вагоностроительном заводе.
ЭР22 расшифровывается как Электропоезд Рижский, 22-й тип.
Серия ЭР22 создана на базе серии ЭР10 — также включает вагоны Мг (моторный головной, он и стоит здесь) и Пп (прицепной промежуточный), имеющие увеличенную длину и нетрадиционную компоновку с тремя дверями по бортам.
Похожий электропоезд одной из предшествующих серий ЭР1-228 можно увидеть в Калининграде.
(wiki)


Узкоколейки


В музее есть один локомотив и несколько вагонов детской железной дороги.
В вагоны можно зайти и посидеть/посмотреть.

19. ТУ2-173
Тип: четырёхосный серийный грузопассажирский тепловоз, с электрической передачей постоянного тока, для магистральной работы на железных дорогах, колеи 750 мм МПС СССР.
Осевая формула:
Тип ТУ2 выпускался с 1955 по 1958 годы.
Всего построено: 281 штука.
ТУ2-173 построен в 1958 году на Калужском машиностроительном заводе. Такой же тепловоз ТУ2-126 можно увидеть в Новомосковске у депо ДЖД.
(wiki)




20. Узкоколейные вагоны детской железной дороги.
Я видел такие же в Новомосковске и в Иркутске.


Вспомогательная техника и подвижной состав



21. АГМс-345
Тип: Автодрезина грузовая
Предназначена для погрузки, разгрузки и доставки материалов верхнего строения пути.
Может использоваться для передвижения рабочих платформ при маневровых работах и при передвижении по перегону.
Тип АГМ (двигатель ЗиС-5, мощность 45 л.с., грузоподъёмность 1 т.) выпускался с 1945 года
Модификация АГМу (ЗиС-120, 90 л.с, 1 т.) выпускалась с 1948 года.
Модификация АГМс (ЗиЛ-130, 150 л.с., 1.8 т.) выпускалась с 1983(?) года.
Дату постройки АГМс-345 мне установить не удалось.
(techstory.ru)




22. АТ-Т (изделие "401"; аббр. АТ - артиллерийский тягач, Т - тяжёлый) - тяжёлый артиллерийский гусеничный неплавающий тягач высокой проходимости.
Предназначен для буксировки колесных, гусеничных и санных прицепов, транспортировки груза в кузове и вытаскивания застрявших машин.
Широко применялся для освоения труднодоступных районов СССР и Антарктиды.
Создан с использованием элементов шасси танка Т-54.
Серийное производство началось в 1950 году.
Кабина представляет собой расширенный вариант кабины грузовика ЗИС-150/ЗИЛ-164.
АТ-Т выпускался с 1947 по 1979 годы на Харьковском машиностроительном заводе.
Этот экземпляр построен в 1952 году для Советской армии.
В дальнейшем был передан в народное хозяйство и с 1976 по 2006 году использовался в составе восстановительного поезда станции Кавказская.
(wiki)




23. БТТ-1 - советский бронированный танковый тягач.
Машина была создана путём переоборудования тяжёлой САУ ИСУ-152.
Лобовая часть корпуса была изменена.
Для толкания танков с помощью бревна в нижней части лобового листа были приварены два упора.
Изменениям подверглась также и крыша рубки.
Для увеличения жёсткости конструкции к ней была приварена балка с подкосами.
Внутреннее пространство машины делилось на три отделения: силовое, машинное и отделение управления.
В средней части корпуса располагалось машинное отделение, в котором был размещен механизм отбора мощности с лебёдкой, имевшей рабочую длину троса в 200 метров и тяговое усилие 25 тс.
Управление лебёдкой осуществлял механик-водитель со специального сиденья, у которого были установлены два рычага управления.
Для упора машины в грунт, в корме БТТ-1 было установлено сошниковое устройство.
Также на корпусе был установлен разборный кран, грузоподъёмность которого составляла 3 тонны, а вылет стрелы 3100 мм.
Для перевозки грузов на крыше корпуса имелась специальная платформа с полезной нагрузкой в 3 тонны.
БТТ-1 выпускался с 1962 года с использованием ранее построенных САУ ИСУ-152, снимаемых с вооружения Советской армии.
Этот экземпляр с 1983 по 2006 годы работал в составе восстановительного поезда станции Армавир.
Такой же тягач можно увидеть в Поволжском музее железнодорожной техники в Самаре.
(wiki)




24. Цистерна двухосная




25. Январец №8
Тип: ЯЗ, ПЖ-45, ДЖ-45, 45-ти тонный грузоподъёмный кран типа Январец
Грузоподъёмный кран "Январец" №8 построен в 1935 году на Одесском заводе имени Январского восстания.
Первоначально имел паровой котёл и паровую машину для работы грузоподъёмного механизма.
В годы войны был почти полностью разрушен, но в 1954 году восстановлен с заменой двигателя на дизельный.
Проработал в составе восстановительного поезда станции Армавир до 1989 года.
(techstory.ru, train-photo.ru)





Тип:
Осевая формула:
Тип выпускался с по годы.
Всего построено: штуки.
построен в году на .
(wiki)


Координаты:
47°11'25.57"С
39°38'12.03"В