Ростовский музей ж/д: Время пара

В Ростове-на-Дону есть большой музей железнодорожного транспорта.
Находится он на станции Гниловская.
Проехать к нему можно на городском общественном транспорте (из центра троллейбус №12, автобус и маршрутка №4; остановка "Богачёва", в Железнодорожном районе города).
В ста пятидесяти метрах, по направлению движения троллейбуса, будет поворот налево - Казачий переулок, в конце которого расположена проходная музея.
Сотрудники музея были вполне доброжелательны, предложили сложить наши вещи в одном из помещений и разрешили залезать в любую открытую технику.
Мы были единственными посетителями в это прохладное весеннее рабочее утро 17 марта 2016 года.

01.
Все фото кликабельны до 3648х2736.

02. Кроме паровозной классики в музее представлены тепловозы, электровозы, подвижной состав, строительная техника и узкоколейные поезда.
Про тепловозы, электровозы и технику - вторая часть.





В музее несколько десятков паровозов. Вот они, в алфавитном порядке:

03. 9П-320
Тип: маневровый танк-паровоз.
Осевая формула: 0-3-0.
Выпускался в СССР с 1935 по 1957 годы.
9П-320 построен в 1949 году на Заводе им. Ф.Э.Дзержинского в Муроме.
Такой же можно увидеть в Орле.
(wiki)



Два Ленд-Лизовских паровоза, выпущеных в США для СССР (тип Е).

04. Еа-3510
Тип: грузовой паровоз.
Осевая формула: 1-5-0.
Выпущен в США на заводе ALCO в 1945 году.
(wiki)




05. Ем-4239
Тип: грузовой паровоз.
Осевая формула: 1-5-0.
Выпущен в США на заводе Baldwin в 1945 году.
Имеет естественный вид паровоза, много лет простоявшего на хранении.
(wiki)



Топку от паровоза Е можно увидеть в Иркутске.
Чаще всего я встречал памятники-паровозы типов Л и Э.
В этом музее есть две "Лебедянки" и шесть "Эхо" (ниже по тексту).

Паровоз Л-3476 я видел в составе бронепоезда на станции Тула-1 в 2015 и 2017 годах, Л-0282 в Железнодорожном музее Калининграда, Л-2182 в Улан-Удэ, Л-3507 на Детской Ж/Д в Иркутске.

06. Л-0029
Тип: магистральный грузовой паровоз
Осевая формула: 1-5-0.
Выпускался в СССР с 1945 по 1955 годы.
Л-0029 выпущен в 1946 году в Коломне.
(wiki)




07. Л-0270
Тип: магистральный грузовой паровоз
Осевая формула: 1-5-0.
Выпускался в СССР с 1945 по 1955 годы.
Л-0270 выпущен в 1948 году в Коломне.
(wiki)




08. ЛВ-0333
Тип: магистральный грузовой паровоз.
Осевая формула: 1-5-1.
Выпускался в СССР с 1952 по 1956 годы.
ЛВ-0333 выпущен в 1956 году на Ворошиловградском заводе имени Октябрьской революции.
(wiki)




09. ТЭ-322
Тип: немецкий военный паровоз.
Осевая формула: 1-5-0.
Выпускался в Германии с 1942 по 1950 годы.
Первоначальное обозначение Паровоз тип 52 или BR 52.
Эти паровозы были получены СССР в качестве трофеев по итогам Второй мировой войны.
Тип ТЭ расшифровывается, как Трофейный, аналогичный типу Э.
ТЭ-322 построен в 1942 году в Вене на Lokomotivfabrik Floridsdorf.
Похожий паровоз ТЭ-4564 можно увидеть в Железнодорожном музее Калининграда.
(wiki)




10. СО17-2724
Тип: магистральный товарный паровоз.
Осевая формула: 1-5-0.
Выпускался в СССР с 1934 по 1951 годы.
СО17-2724 построен в Улан-Удэ в 1947 году.
(wiki)




11. Су-250-64
Тип: пассажирский паровоз.
Осевая формула: 1-3-1.
Выпускался в СССР с 1924 по 1941 и с 1947 по 1951 годы.
Су-250-64 построен в 1948 году.
Такой же паровоз Су205-91 можно увидеть в Улан-Удэ.
(wiki)


В музее есть два паровоза типа ФД - "Феликс Дзержинский". Я видел похожий паровоз ФД20-1535 в Узловой.

12. ФД20-1562
Тип: магистральный грузовой паровоз.
Осевая формула: 1-5-1.
Выпускался в СССР с 1931 по 1942 годы.
ФД20-1562 построен в 1937 году на Ворошиловградском заводе имени Октябрьской революции.
(wiki)




13. ФД20-1679
Тип: магистральный грузовой паровоз.
Осевая формула: 1-5-1.
Выпускался в СССР с 1931 по 1942 годы.
ФД20-1679 так же построен в 1937 году на Ворошиловградском заводе имени Октябрьской революции.
(wiki)



Самый широко представленный в музее тип паровозов - Э.
Это не удивительно, если учесть, что паровозы типа Э производились с перерывами с 1912 по 1957 годы.
Паровозов Э всех индексов было выпущено не менее 10853 штук.

В течение всего периода производства базовый проект паровоза серии Э последовательно улучшался, в качестве конструктивных разновидностей (подтипов) и подсерий: Эу (1926—1930 гг.); Эм (1931—1934 гг.); Эр (1934—1936 гг.).
В течение 1944 года, производство наиболее удачной подсерии — Эр было возобновлено на Коломенском заводе по улучшенному проекту "П-28".
С 1947 года крупносерийное производство паровозов серии Эр (по проекту П-28 Коломенского завода), для сети дорог СССР, было развёрнуто в Польше, Венгрии, Чехословакии, Румынии, где в конструкцию вносились улучшения с учётом опыта эксплуатации на сети дорог СССР и местных технологических особенностей производства.

Я встречал паровозы Э в нескольких местах.
Эу-709-81 на Байконуре , Эр-787-70 в Брянске, Эр-787-75 в Новомосковске.

14. Эм721-68
Тип: грузовой паровоз.
Осевая формула: 0-5-0.
Тип Эм выпускался с 1931 по 1934 годы.
Эм721-68 построен в 1933 году на Харьковском заводе.
(wiki)




15. Эм729-29
Тип: грузовой паровоз.
Осевая формула: 0-5-0.
Тип Эм выпускался с 1931 по 1934 годы.
Эм729-29 построен в ???? году на Луганском(?) заводе.
(wiki)




16. Эр739-99
Тип: грузовой паровоз.
Осевая формула: 0-5-0.
Тип Эр выпускался с 1934 по 1936 годы.
Эр739-99 построен в 1936 году на Брянском паровозостроительном заводе "Красный профинтерн".
(wiki)




17. Эр750-11
Тип: грузовой паровоз.
Осевая формула: 0-5-0.
Тип Эр (П-28) выпускался в 1944 и с 1947 по 1956 годы.
Эр750-11 построен в 1944 году на Коломенском паровозостроительном заводе.
(wiki)




18. Эр762-78
Тип: грузовой паровоз.
Осевая формула: 0-5-0.
Тип Эр (П-28) выпускался в 1944 и с 1947 по 1956 годы.
Эр762-78 построен в 1951 году на Combinatul Siderurgic Resita; Malaks (Румыния).
(wiki)




19. Эу709-84
Тип: грузовой паровоз.
Осевая формула: 0-5-0.
Тип Эу выпускался с 1926 по 1930 годы.
Эу709-84 построен в 1930 году на Луганском паровозостроительном заводе.
(wiki)




В музее есть ещё паровозы не попавшие мне в кадр.
Например, П36-0218 от которого была только табличка, а сам он ушёл в очередной рейс.

Сведения о работе музея с rzd-expo.ru (по состоянию на июнь 2017):

Экспозиция натурной железнодорожной техники музея истории Северо-Кавказской железной дороги на станции Гниловская

Адрес: 344033 г. Ростов-на-Дону, пер. Казачий, 44а.
Телефон: +7 (863) 238-28-95
Проезд: автобус № 4, троллейбус № 12 от Центрального рынка до остановки «База» или электропоезд с пригородного ж.д. вокзала в направлении на Таганрог (через Гниловскую), остановка «О.п. Гниловская».

Режим работы:
вторник – воскресение с 10:00 до 17:00
выходной: понедельник.

Стоимость входного билета составляет:
для школьников – 50 руб.
для студентов – 60 руб.
для взрослых – 100 руб.

Экскурсионное обслуживание:
для школьников и студентов – 250 руб.
для взрослых – 350 руб.

Координаты:
47°11'25.57"С
39°38'12.03"В