Паровоз Кч4 (Ростов-на-Дону)

Памятник установлен на привокзальной площади у станции Ростов-Главный и автовокзала города Ростов-на-Дону.
Рядом расположена бесплатная парковка.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника - плохое.
Дата съёмки - 16 марта 2016 года.
01.

Все фото кликабельны до 3648х2736.
02. Это узкоколейный паровоз Кч4-101. Ширина колеи 750 мм.





03. Он относится к тому же проекту П24, что и Кп4-483, но построен не в Польше, а в Чехословакии на заводах Skoda. (зав. № 2139).



04. Выпущен в 1949 году. Работал в ТЧ Валмиера (Латвия), затем на Ростовской ДЖД.



05. В 1982 году паровоз был списан с Детской железной дороги. Его установили у клуба железнодорожников, далее между 2005 и 2007 он был перенесен на площадь у вокзалов.



06. Памятник многократно перекрашивался. Был полностью чёрным, полностью тёмно зелёным, красно-бело-синим и, как сейчас, чёрно-зелёно-красным.




07. Тендер - утрачен. Из-за этого паровоз выглядит непропорционально коротким, как танк-паровоз (вид паровозов, которые несли запас воды и угля в ёмкостях на "себе", без прицепа-тендера).




08. От Кп4-483 отличается формой буферного щита, навесным оборудованием, элементами котла, наличием верхнего прожектора и отстутствием нижних.




09. Кабина открыта, можно залезть внутрь и всё рассмотреть и потрогать.




10. Топка котла выглядит открывающейся, но я не проверял.



11. Своеобразная рампа с вентилями и, возможно, точками подключения манометров и другого измерительного оборудования.



12. Над топкой установлен агрегат, отсутствующий на Кп4-483. Он соединён с рампой с предыдущего снимка.



13. Передний буфер с крюком.



14. При помощи большого, толстого, круглого буфера паровоз мог толкать другие паровозы и вагоны, а крюк использовался, когда нужно было делать наоборот - тянуть.



15. 750 миллиметровая колея. Примерно в два раза меньше привычной.



16. В передней части, перед колёсами, находятся цилиндры паровой машины. Верхний, потоньше - высокого давления, а нижний - низкого.



17. Перегретый пар под высоким давлением попадает в верхний цилиндр, затем, выполнив работу и переместив шток поршня внутри цилиндра, попадает в нижний цилиндр. В нижнем пар двигает шток второго поршня. Через систему штанг, балансиров и рычагов движения штоков поршней преобразуется во вращательные движения колёс.



18. Каждая ось паровоза давит на пути, как четыре тонны. Поэтому локомотив этой серии имеет четвёрку в индексе.



19. Колёса оборудованы тормозами. Для улучшения сцепления колёс с дорогой (например, зимой) использовался песок. Ящик с песком расположен на верхней поверхности топки. Тонкие чёрные трубки из него идут в сторону колёс. Если паровоз не мог заехать на горку или остановиться, съезжая с неё, машинист открывал специальный клапан и песок начинал сыпаться на рельсы, тем самым повышая сцепление колёс с лорогой.



20. Подвеска паровоза - рессорная. Под топкой есть специальные плоские "карманы", через которые можно вытащить золу от сгоревшего топлива.


Ссылки:
Wikimapia
Панорама на Yandex
KMZ-файл
Координаты:
47°13'12.49"С
39°41'31.54"В