АСУ-57 (Рязань)

Возле входа в Рязанский музей ВДВ стоит первая бронированная машина, принятая на вооружение специально для десантников - АСУ-57.
Состояние памятника - хорошее.
Дата съёмки - 03 сентября 2015 и 8 октября 2016 года (Я и Екатерина Столярова).
01.

Все фото кликабельны до 3648х2736.
02. Табличка с характеристиками и историей создания.





03. АСУ-57 (Объект 572) - советская лёгкая противотанковая авиадесантная самоходная артиллерийская установка (САУ) 1950-х годов. Была разработана КБ завода № 40 в 1948—1950 годах для обеспечения противотанковой обороны воздушно-десантных частей и стала первым серийным образцом бронетехники, созданным в СССР специально для этого рода войск. Серийное производство АСУ-57 осуществлялось в 1950—1962 годах. В Советской Армии АСУ-57 поступала на вооружение дивизий, а позднее — полков Воздушно-десантных войск и на протяжении 1950-х годов оставалась основным их образцом бронетехники. В 1970-е годы, с перевооружением воздушно-десантных войск на БМП БМД-1 и механизированную структуру, началось постепенное снятие АСУ-57 с вооружения, завершившееся к середине 1980-х годов. Помимо Советской Армии, САУ поставлялась союзникам СССР по Варшавскому договору и дружественным странам.



04. С самого создания Воздушно десантных войск (1930-е годы), остро стоял вопрос вооружения десантников тяжёлой техникой с целью повышения боевой мощи десанта. На вооружение брались различные танкетки и лёгкие танки. На основе опыта Великой Отечественной, было принято решение разработать специальную машину, которая могла перевозиться самолётами и десантироваться на парашюте для выполнения противотанковых задач и непосредственной артиллерийской поддержки десантников. В середине 1940-х годов было разработано несколько вариантов таких машин ОСУ-76, АСУ-76 (Объект 570), АСУ-57 ОКБ Астрова (ММЗ), с кормовым расположением МТО и опытной авиационной автоматической пушкой 113П. В конечном итоге все они были отклонены по разным мотивам, в основном связанным со слишком высоким для авиадесантной установки весом и/или общей недоработанности конструкции.



05. На вооружение был принят вариант АСУ-57 ОКБ-40 Н.А.Астрова (Объект 572), вооружённый пушкой Ч-51 со щелевым дульным тормозом, передним расположением двигателя и трансмиссии и кормовым расположением рубки. Машина была собрана сваркой и клёпкой из стальных бронелистов и листов алюминия.



06. На АСУ-57 была установлена 57-мм полуавтоматическая пушка Ч-51, спроектированная в 1948—1950 годах ОКБЛ-46 завода № 106 под руководством Е. Чарнко и имевшая баллистику противотанкового орудия ЗИС-2. Характерный щелевой длинный дульный тормоз делает орудия разработанные Чарнко легко узнаваемыми. Впрочем, при модернизации АСУ-57 щелевой дульный тормоз был заменён на более привычный двухкамерный (у щелевого скалывались кромки окон). Вариант двухкамерного дульного тормоза для пушек Чарнко можно увидеть на стоящей рядом СД-57.




07. Лобовое бронирование корпуса состояло из верхнего и нижнего 6-мм носовых бронелистов и ряда бронелистов, образующих крышу моторно-трансмиссионного отделения, имеющую сложную форму, а также 6-мм нижнего лобового бронелиста боевого отделения. Амбразура пушки закрывалась бронезащитой сферического типа, состоявшей из неподвижных, закреплённых на лобовом листе корпуса, и подвижных, закреплённых на стволе орудия бронедеталей. Бронирование САУ - противопульное (защита от стрелкового вооружения).




08. Узел крепления свола пушки к лобовому бронелисту "по-походному".




09. У этого экземпляра АСУ-57 двигатель и трансмиссия сняты. В результате на их место может залезть даже ребёнок.




10. Внутри передней части бронекорпуса совершенно пусто. Раньше там был 4-цилиндровым четырёхтактный карбюраторный двигатель модели М-20Е производства завода ГАЗ. Это вариант мотора автомобилей "Победа" и армейского "козлика" ГАЗ-69. Коробка передач четырёхступенчатая. Трансмиссия управлялась вручную, без каких либо усилителей.



11. Боевое отделение отделялось от моторно-трансмиссионного поперечной перегородкой, кроме этого дополнительные перегородки образовывали в боевом отделении отсеки для кормовых боеукладок и полностью закрытый отсек для заднего топливного бака. Сиденья членов экипажа крепились к днищу корпуса; сиденья механика-водителя и командира могли регулироваться по высоте, а последнее также и по горизонтали. Высадка и посадка экипажа производились через верх открытой САУ, для доступа к агрегатам двигателя и трансмиссии служили лючки в крыше моторного отделения, нижнем носовом листе и днище корпуса, а также в перегородке между боевым и моторно-трансмиссионным отделениями. Сверху, и частично - с кормы, боевое отделение открыто, но для защиты от осадков могло закрываться брезентовым тентом со смотровым окошком в задней части. Противопожарное оборудование САУ ограничивалось одним установленным в боевом отделении ручным огнетушителем ОУ-2, содержавшим 1,4—1,5 кг углекислоты.



12. Днище АСУ-57 с многочисленными технологическими лючками.



13. Ходовая часть АСУ-57 с каждого борта состояла из четырёх односкатных обрезиненных сварных опорных катков, двух односкатных металлических поддерживающих катков и двухвенечного ведущего колеса переднего расположения с асимметричным профилем зубьев; роль направляющего колеса выполнял последний опорный каток, в балансир которого был встроен механизм натяжения гусеницы. Подвеска опорных катков - индивидуальная торсионная, с ограничителями хода катков, в виде резиновых подушек, и гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия на первых катках. Узлы подвески последних катков - соосные с трубчато-стержневыми торсионами, остальные - моноторсионные, расположены со смещением 70 мм относительно торсионов противоположного борта и проходят по всей ширине корпуса. Крайние узлы подвески также снабжены механизмом для блокировки их на корпус для предотвращения раскачивания САУ в полёте. Гусеницы АСУ-57 - стальные, мелкозвенчатые, цевочного зацепления, шириной 204 мм и с шагом 86 мм, с последовательным открытым металлическим шарниром, состоящие каждая из 81 литого трака.



14. Опорные катки, поддерживающий каток и двугребневая гусеница.



15. Левая ведущая звёздочка с асимметричными зубьями. (+ фото всех трёх видов катков с правой стороны)



16. На правой стороне этого экземпляра АСУ-57 гусеница соскочила с ведущего колеса. Двускатная звёздочка должна охватывать гусеницу, но находится внутри неё. На виде со стороны бронекорпуса зубья - наружу.


Координаты:
54°37'58.55"С
39°44'10.57"В