Пушка А-19 (Тула)

122-мм пушка обр.1931 года (А-19) установлена на платформе железнодорожной станции Тула-1 и входит в мемориальный комплекс бронепоезда "Тульский рабочий".

Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охрана есть.
Состояние памятника - хорошее.
Дата съёмки - 25 апреля 2015 года и 19 марта 2017 года.
01.

Все фото кликабельны до 3648х2736.
02. 122-мм корпусная пушка образца 1931 года (А-19, индекс ГАУ — 52-П-471) - советская пушка периода Второй мировой войны. Это орудие было первой мощной артиллерийской системой, разработанной советской конструкторской школой. Проектированием системы занималось несколько организаций. Технический и эскизный проект разрабатывались КБ Артиллерийского комитета (1927-1929 г.г.). Рабочие чертежи делали в 1929 году в Перми (завод №172). Доработку, по итогам испытаний 1931-1932 года в НИАП (Научно-испытательный артиллерийский полигон, Ленинград), выполняли специалисты ВОАО (Всесоюзного орудийно-арсенального объединения). После расформирования ВОАО работы были переданы в ГКБ-38 (Главное конструкторского бюро №38 завода №32 в подмосковной деревне Подлипки). В 1933 году в ГКБ-38 были разработаны чертежи опытной серии пушек и присвоен индекс А-19 (А - это индекс ГКБ-38). В том же году заводом "Баррикады" была выпущена первая опытная серия в 3 пушки.





03. В различных источниках указывается, что пушка серийно выпускалась с 1935 по 1939 год, приняла активное участие в советско-финской и Великой Отечественной войне. Так же, считается, что с 1939 года пушка была снята с серийного производства в связи с принятием на вооружение модифицированного варианта - 122-мм пушки образца 1931/37 годов, представлявшей собой наложение ствольной группы пушки обр. 1931 г. на лафет 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20. (wikipedia: А-19 обр.1931 г.) Тем удивительнее то, что эта конкретная А-19 образца 1931 года была выпущена в 1940 году.



04. 122-мм корпусные пушки обр. 1931 г. изготавливались только на заводе "Баррикады", кроме опытных образцов 1930 года, изготовленных в Перми на заводе №172. Орудия выпуска 1930 года имели ряд отличий от орудий последующих лет выпуска. До 1937 года включительно в конструкцию орудия вносились существенные изменения, направленные на повышение технологичности орудия и устранение выявленных при эксплуатации недостатков.



05. В 1939 году выпуск орудия был прекращён в связи с принятием на вооружение новой, более совершенной модификации - 122-мм корпусной пушки обр. 1931/37 гг. Общее количество выпущенных орудий неизвестно, поскольку имеющаяся статистика выпуска не разделяет модификации пушки; приблизительно это количество можно оценить в 450—500 орудий.



06. Ствол орудия в "походном" положении. Для уменьшения транспортного габарита ствол переводился в крайнее заднее положение и фиксировался в нём.




07. Казённая часть. Поршневой затвор. На нём надписи. Неразборчиво :( Пришлось идти и переснимать спустя два года (фото 15 ниже по тексту).




08. В походном положении ствол фиксировался специальной тягой.




09. Противооткатные механизмы находятся в люльке под стволом. Вертикальные столбики по бокам ствола - пружинные уравновешивающие механизмы. Пушка А-19 образца 1931 года имела ряд недостатков связанных со своим лафетом (ограниченная подвижность, ручное выключение подрессоривания, низкая скорость подъёмного механизма, технологическая сложность производства). Поэтому была проведена модернизация (А-19 обр. 1931/37) проекта с заменой лафета на лафет 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20.




10. На табличке пушка обозначена, как А-19 образца 1931-1937 годов.



11. Рабочее место наводчика. Оба маховика, и вертикальной, и горизонтальной, наводки находятся слева от казённой части. В А-19 обр.1931/37 маховик вертикального наведения находился справа, а горизонтального - слева. Именно это различие и навело меня на подозрение, что здесь стоит другая А-19. Для того,чтобы развеять сомнения я переснял ключевые отличия в 2017 году.



12. С правой стороны никаких намёков на механизмы наведения.



13. Маховики приводов наведения. Ближе - горизонтальный. Дальше - вертикальный. У вертикального отсоединён карданчик тяги.



14. Явные различия в нижней части люльки между этой А-19 и Новомосковской Тяга привода вертикального наведения идёт к основанию стойки уравновешивающего механизма. Именно плохая и медленная работа этого механизма привели к замене лафета обр.1931 на лафет от МЛ-20 в ходе модернизации А-19 до обр.1931/37. Тяга привода горизонтального наведения идёт к большому цилиндру в центре станка.



15. На задней части затвора выходные данные орудия. Окружность в треугольнике и снова в окружности - логотип-клеймо Сталинградского завода "Баррикады" №221 НКВ. Надписи: 122 1931 02 10 ЗАТВОР N 928 1940 г.



16. Табличка с выходными данными лафета А-19. Здесь логотип завода "Баррикады" виден чётче. К сожалению дата и номер закрашены :( 194_ лафет №__ обр.1931



17. Сочленение неподвижной нижней и поворотной верней частей лафета. Механизм поворота - вертикальный цилиндр в верхней части снимка. Слева от него "шишечка" с шестигранником - привод со штоком идущим к маховику наводчика. На переднем плане пластина сложной формы с шестью законтренными болтами. Отверстие в ней совпадает со шлицом в нижней части лафета. В это отверстие вставляется стопор нейтрального положения (нулевой угол наведения по горизонтали). Фиксация нужна, чтобы орудие не болталось влево-вправо при транспортировке.



18. Рессорная подвеска позволяла буксировать пушки по шоссе со скоростями до 20 км/ч.



19. Станины. Клёпанные. По периметру ручки для подъёма/опускания/поворота. Между станинами круглое седло для шкворня колёсного передка - специальной одноосной тележки присоединяемой при транспортировке орудия. После присоединения передка пушка превращалась в четырёхколёсный прицеп с поворотной передней осью.



20. Станины стагивались винтовым соединением. К этому же узлу присоединена тяга крепления ствола по-походному.



21. На каждой станине по два Т-образных отверстия для забивных сошников (упоров станин орудия об землю для предотвращения откатывания пушки после выстрела).



22. 44 нареза крутизной в 25 калибров (длина нарезной части ствола - 4604 мм, общая длина ствола - 5650 мм/43,6 калибров)



23. Артиллерийское колесо. Двойная ошиновка (сдвоенные колёса). Это колёса от поздних версий А-19 обр.1931/37. Оригинальные колёса были металлическими, спицованными (10 спиц) с грузошиной (резиновый бандаж).



24. Размер колеса - 1250х200. Наполнитель - губчатый каучук.


Координаты:
54°12'4.67"С
37°34'47.88"В