Бронепоезд (Тула)

Макет бронепоезда №13 "Тульский рабочий" установлен в Туле на Московском вокзале.
Рядом расположена бесплатная парковка.
Доступ свободный, можно трогать, но лучше не лазить. Вокзал действующий, поэтому постоянно патрулируется полицией.
Состояние памятника - новый.
Дата съёмки - 25 апреля 2015 года.
01.

все фото кликабельны до 3648х2736
Бронепоезд установлен 22 апреля 2015 года. Открытие мемориала ожидается 6 мая 2015 года.
02.


В качестве основы для памятника был выбран реально существовавший в 1941 году бронепоезд №13 "Тульский рабочий", принимавший участие в обороне Тулы в 1941 году.
С 1936 года было выпущено несолько десятков таких бронепоездов.
(источник)
03.


Они состояли из Бронепаровоза БП-35 - закрытого бронёй паровоза серии "О" (типа 0-4-0) с четырёхосным тендером (вагон с запасом топлива, прицепленный непосредственно позади паровоза).
С обоих сторон паровоза прицеплялись бронеплощадки ПЛ-37 - бронированные вагоны с артиллерийским и пулемётным вооружением.
По краям бронепоезда прицеплялись контрольные (балластные) платформы. Они использовались для перевозки запасных комплектов путей (рельсов, шпал), установки дополнительных зенитных пулемётов, а так же для защиты поезда от контактных мин, установленных на путях.
Максимальная масса бронепоезда составляла 400 тонн.
Запас хода - от 80 до 300 километров.
Так же, в состав бронепоезда входило несколько вагонов обеспечения и небронированный паровоз, для экономии ресурса основного при перемещении всего состава вне поля боя.
04.


На бронеплощадках ПЛ-37 устанавливались две вращающиеся башни с орудиями калибром 76,2 мм образца 1902/30 года и пулемётами Максим калибра 7,62 мм.
05.


Дополнительно по два пулемёта располагались с каждой стороны вагона.
В общей сложности, на бронеплощадке устанавливалось два орудия и шесть пулемётов.
06.



Паровоз полностью зашивался бронелистами, хотя на оригинальном, в отличие от макета, оставляли возможность машинисту наблюдать за обстановкой через смотровые щели и люки.
07.


Следом за паровозом прицеплен служебный вагон - тендер.
Тендер, чаще всего, является неотъемлемой частью локомотива, поскольку без находящегося в нём запаса топлива поезд далеко не уедет.
На крыше тендера установлена счетверённая зенитная установка М4 (4 пулемёта Максим на одном станке)
08.




09. Вторая бронеплощадка БП-37. Хорошо видно вооружение и "кубик" поста наблюдения между башнями.




10. Под бронёй находится настоящий паровоз Л-3476.
Для макета не смогли найти оригинальный локомотив серии Ов (Овечка), поэтому использовали послевоенный, серии Л (Лебедянь), выпущенный Ворошиловградском паровозостроительном заводе в 1954 году.
Эти паровозы различаются типом колёсной формулы (0-4-0 и 1-5-0 соответственно), а так же размером.
Но это не принципиально для данного памятника, поскольку это символ, а не музейная копия.



11. Башня бронеплощадки.



12. Макет пулемёта. Ясно видно, что пулемёт не может двигаться. В оригинале использовалась подвижная шаровая установка. Либо вертлюжная/рычажная.



13. Счетверённая пулемётная установка М4 образца 1931 года была разработана на Тульском оружейном заводе.
Установка для этого макета так же была изготовлена мастерами ТОЗа.



14. Тип паровоза, в нашем случае 1-5-0, определяется по его колёсам.
Первая цифра - маленькие колёсики под передней частью паровоза. Они принимают на себя вес цилиндров, прицепного оборудования и прочих элементов "носа" машины.
Вторая цифра - большие колёса, которые вращаются силой пара при помощи паровых цилиндров и сложных рычажных систем. Они приводят локомотив в движение.
Третья цифра - ещё одна группа маленьких колёс, принимающих на себя вес кабины.
Большие колёса на переднем плане снимка, маленькое переднее - вдали.



15. Имитация боковых люков. Они не открываются.



16. Контрольная (балластная) платформа.



17. Красотой этого изделия можно наслаждаться бесконечно :)


Ссылки:
Wikimapia
Панорама на Yandex. Объект находится прямо за зданием Пригородных касс.
KMZ-файл
Координаты:
54°11'59.56"С
37°34'42.74"В