БМ-13-16 (Тула)

Памятник гвардейскому миномёту "Катюша" БМ-13-16, на базе грузовика ЗиС-5В, установлен в Туле на пересечении улиц Пролетарская и Демидовская плотина. В народе это место называется "Площадка у Катюши".
Рядом расположен одноимённый транспортно-пересадочный узел и торговый центр "РИО".
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника - отреставрированное.
Дата съёмки - 09 апреля 2016 года.
01.

Все фото кликабельны до 3648х2736.
02. Изначально памятник был установлен рабочими завода "Штамп" к 35-летию Победы (1980 год) в сквере на месте нынешнего торгового центра. Примечательно, что весь путь от завода до Площадки "Катюша" проехала своим ходом. При реконструкции района и строительстве многоэтажек сквер был ликвидирован и, в конце 80-х годов, "Катюшу" вернули на "Штамп". Через несколько лет, к 50-летию Победы (1995 год), памятник был восстановлен на разделительной полосе значительно расширившейся улицы Пролетарской.





03. Следующие двадцать лет, несмотря на регулярную покраску, внешний вид памятника становился всё печальнее и печальнее. Утрачивались детали, вандалы сожгли кабину, ржавчина съедала металл.



04. В 2015 году новое поколение энтузиастов взялось за ремонт памятника. В честь 70-летия Победы руководство завода "Сплав" решило сделать городу подарок: восстановить "Катюшу", чтобы она возглавила Парад Победы на площади Ленина 9 мая 2015 года.



05. Реставраторы: "...Перебрали задний мост, заменили ступичные подшипники, поменяли переднюю балку, усовершенствовали двигатель (поставили оборудование навесное, стартер, карбюратор). И хоть это не оборудование тех лет, мы использовали имеющиеся на складе запасы. Заново сделали всю кабину. Основа была сгоревшая старая. Все элементы, которые можно было использовать, мы обновили и вернули назад. Колеса поставили с имеющейся техники — автомобиля "Газ". Потому что старые пришли в негодность. Большую часть деталей мы изготавливаем на предприятии: всякие шпильки, фланцы. Все было трудно: любой узел, любая шпилька. Запчасти некоторые были приварены, другие заржавели. Были приварены к постаменту ступицы колес, они вообще не вращались. Все это болгарками срезалось..." (MySlo.ru)



06. От оригинальной машины осталась рама, двигатель, ходовая часть и пусковая установка.




07. Кабину, оперение, снаряды - сделали заново.




08. Пусковой установке вернули подвижность, сам автомобиль 1944 года выпуска поставили на ход.




09. 9 мая 2015 года боевая машина приняла участие в параде на площади Ленина, а в 2016 году вернулась на постамент.


9 мая 2015 года в Тульской области приняли участие в параде сразу две "Катюши". Одна в Новомосковске. А вторая в Туле:

"Катюша" в кадре с 1:35. Ещё один план на другом видео на 52:15.

10. Реставраторы: "...Когда машина приехала на реставрацию, мы вооружились чертежами, рисунками и схемами, которые удалось найти в Интернете и начали восстанавливать кабину буквально "с нуля". В военное время всё делалось по принципу "дешево и сердито". Даже вместо сидений в кабине была грубо сколоченная деревянная лавка. Сейчас мы практически закончили кузовные работы, занимаемся ходовой и мотором. Все основные узлы останутся в первозданном состоянии – модернизировать и "тюнинговать" мы ничего не будем. Разве что мотор будет чуть резвее – это связано с тем, что "родного" 66-го бензина для "Катюши" уже не найти и она поедет на современном 80-м..." (Аргументы и факты. Тула.)



11. Восстановленная передняя часть смотрится не так брутально, как оригинальная. Радиатор закрыт сплошным щитком, на фарах нет щелевых насадок, нет вмятин и повреждений.



12. 16 реактивных снарядов закреплены (сварка) на исторических направляющих.



13. Рукоятки с механизмов поворота и наклона пусковой установки - сняты. Штанга прицела - в походном положении (в правой части снимка).



14. Опоры, необходимые для уменьшения раскачки при стрельбе, опущены. Маховики отсутствуют.



15. Новые выхлоная труба и деревянные подножки. Вместо топливных баков - имитация (так было ещё до реставрации, и вполне может быть со времён изначальной установки).



16. Передняя подвеска и двигатель.



17. Картер сцепления отсутствует. Так задумано или у него "отросли ноги" сказать сложно.



18. Настоящие МЕХАНИЧЕСКИЕ тормоза. Качалки и тяги их привода видны над карданным валом.



19. Вид на задний мост. В центре тонкий изогнутый рычаг, к которому сверху прикреплена тяга тормозов, а снизу горизонтальная ось, приводящая в движени колодки и прижимающая их к барабану. Никаких современных систем. Ни электричества, ни гидравлики. Только грубая сила.



20. Фары блестят. На стекле надпись "Сделано в СССР".


Жалею я лишь о том, что не успел сфотографироватьпамятник в предыдущем, дореставрационном состоянии. Ссылки:
Wikimapia
Панорама на Yandex
KMZ-файл
Координаты:
54°11'58.34"С
37°38'8.84"В