ЗАЗ-965 (Ленинский)

Легковой микролитражный автомобиль ЗАЗ-965 "Запорожец" установлен на крыше автомойки в посёлке Ленинский, Тульской области (ул. Северная, дом 4/1).
Автомобиль отлично виден с дороги Ленинский-Обидимо/Алексин.
Парковка на обочине, при желании можно заодно и машину помыть.
Доступ свободный, потрогать и залезть сложно. Охрана - персонал мойки.
Состояние памятника - яркое.
Дата съёмки - 16 июля 2017 года.
01.

Все фото кликабельны до 3648х2736.
02. Машина используется, как ориентир автомойки. Персонал, заметив мой интерес, попытался мне продать ещё один такой же автомобиль :)





03. ЗАЗ-965 "Запорожец" - советский микролитражный автомобиль, выпускавшийся с 1960 по 1963 год.
Двигатель МеМЗ-965, воздушного охлаждения, объёмом 746 3 (0.75 литра) - развивал мощность 23 л.с.
Модификация ЗАЗ-965А с двигателем МеМЗ-966, объёмом 887 см3 (0.9 литра) и мощностью 27 л.с., выпускалась с ноября 1962 по 1969 год.
В 1960-х годах ЗАЗ-965 занял нишу самого маленького, дешёвого и простого полноценного автомобиля в СССР.
Всего было выпущено 322 166 автомобилей всех модификаций.



04. Конструкция отличалась от прежних моделей технологичностью производства и, соответственно, его дешевизной. Чтобы не изобретать собственный путь (после долгих проб и ошибок), за основу был взят автомобиль Fiat 600, очень сильно переработан и адаптирован к советстким производственным условиям.



05. У автомобиля - заднемоторная компоновка. Двери распахиваются по передней кромке (петли на задней кромке), что весьма удобно для выхода вообще и для посадки пассажиров в задний ряд в частности. Лобовое и заднее стёкла ЗАЗ-965 - одинаковы.



06. Судя по наличию молдингов - это экспортная модификазия ЗАЗ-965Э "Ялта". Причём в первоначальном варианте с двигателем 23 л.с. У более поздней ЗАЗ-965АЭ, молдинг заканчивается характерным шильдиком с высокой буквой А. Хотя, конечно, молдинг могли добавить позже - машине минимум 48 лет и "украшать" её могли неоднократно.




07. Над молдингом в районе заднего колеса большая чёрноа деталь - решетчатый воздухозаборник системы охлаждения двигателя.
Применённый в машине мотор не имел привычного по другим машинам жидкостного охлаждения, что снижало стоимость (нет помпы, патрубков, радиатора, меньше размер блока цилиндров и его головки, не нужна охлаждающая жидкость/антифриз).
Его рабочая температура больше 100° (нормально - 110-120°).
Обратной стороной воздушного охлаждения стал перегрев в жару в пробках и сложных дорожных условиях и переохлаждение при длительном движении с высокой скоростью в сильный мороз.
От перегрева избавлялись открывая крышку капота (заднюю) и/или устанавливая "в гараже" дополнительные вентиляторы.
С переохлаждением боролись обратным путём - закрывая все щели.

Ещё одна сложность автомобилей с мотором воздушного охлаждения - нечем греть салон.
В обычной машине тепло двигателя переносится жидкостью в радиатор печки, откуда снимается вентилятором и уходит в салон с воздушным потоком.

В Запорожцах в переднем багажнике ставили специальный отопитель, в котором горел бензин, нагревая специальный радиатор, тепло с которого так же снималось воздушным потоком при помощи вентилятора.
Что-то похожее на печку в вебасте, но сильно проще :)




08. Забавная особенность этого автомобиля - подсветка. Фары выключены.




09. Фары включены.



Координаты:
54°17'53.47"С
37°26'39.51"В