Корабельные 30-мм автоматы (Тула, Музей оружия)

Два корабельных шестиствольных 30-мм автоматических орудия установлены на открытой площадке у Тульского музея оружия в качестве экспонатов постоянной выставки "Стальные стражи".
Рядом расположена бесплатная парковка.
Доступ свободный, можно трогать, но лазить не рекомендуется. Охрана приходит и ругается.
Состояние - отличное.
Дата съёмки - 01 августа 2016 года.
01.

Все фото кликабельны до 3648х2736.
02. Эти орудия - АК-630М и АК-306 очень похожи внешним видом и внутренним устройством. Основное отличие в системе управления, скорострельности и носителях.





03. АК-630М - шестиствольная 30-мм автоматическая артиллерийская установка с радиолокационным и оптическим наведением. Темп стрельбы - до 5000 выстрелов в минуту. В башне находится автомат АО-18.



04. Для поражения ракет установка управлялось автоматикой - системой "Вымпел", определявшей параметры цели и рассчитывающей упреждение, момент выстрела и длину очереди. Для уничтожения медленных целеи и плавающих мин использовался резервный пост управления стрельбой в виде визирной колонки с кольцевым (коллиматорным) прицелом. Артиллерийская и башенная части были созданы в Туле на КБП и на ЦКИБ СОО. Проектирование началось в 1963 году. Первые опытные образцы под индексом А-213 были произведены в Туле на "Машзаводе" с 1964 году. Первые серийные с 1969 года. На вооружение установка АК-630 была принята в 1976 году. Параллельно с 1972 года велись работы над модернизированным вариантом А-213М, с целью заменить плоский снарядный магазин на круглый - для уменьшения размеров подбашенного отделения. Остальные элементы артсистемы остались неизменными. На вооружение АК-630М принята в 1980 году. Размещение АУ АК-630 и АК-630М предусматривалось более чем на сорока проектах различных кораблей от авианесущих крейсеров пр. 1143 и атомного крейсера "Киров" до ракетных катеров. В ходе модернизации эти АУ получили и корабли старой постройки: крейсера пр.68бис "Жданов" и "Сенявин", БПК пр.61М и другие. Артиллерийская часть установки АК-630М (орудие АО-18) так же применялась в ЗРАК "Кортик".



05. Вращающийся блок стволов приводится в действие пороховыми газами выстреливаемых им снарядов. При каждом выстреле газы поворачивают блок стволов на 60°. При этом в каждом из стволов происходит одна операция - заряжание патрона, досылание, запирание ствола, выстрел, экстракция стрелянной гильзы. Охлаждение блока стволов было жидким. Вода или антифриз заливались в кожух (трубу) закрывающую блок стволов. Кожух на стволах - основное визуальное различие АК-630М и АК-306.



06. АК-306 - упрощёный вариант АК-630М для небольших кораблей и катеров, где нет возможности разместить ПУС "Вымпел". Боеприпасы, баллистика, внутреннее устройство ствола, система ленточного питания, шаровой погон и многое другое было взято от нее. Принципиальное отличие в том, что АК-306 имеет шестиствольный автомат АО-18Л, у которого вращение блока стволов происходит не газовым двигателем, а внешним электроприводом, работающим от сети переменного тока. Вращение от вала электродвигателя передается через электромагнитную муфту и шестеренчатый редуктор на блок стволов. Наведение только оптическое, через станцию "Лазурь", без радиолокации и автоматического сопровождения цели. Поэтому темп стрельбы снижен до 600-1000 выстрелов в минуту.




07. Первый опытный образец установки под индексом А-219 изготовлен в 1973 году. Испытания и устранение недостатков конструкции продолжались до 1979 года. Серийное производство началось в 1978 году. На вооружение АК-306 принята в 1980 году. АК-306 устанавливались на артиллерийских катерах пр.1238, 1248, 1249, транспортах пр.1595, рейдовых тральщиках пр.10750 и др.




08. Визуально отличить АК-306 от АК-630М легко - из-за значительно более низкого темпа стрельбы (в пять раз медленнее) - стволы видны целиком и не закрыты кожухом водяного охлаждения. Все крупные детали АУ и приводов наведения выполнены из алюминиевых сплавов, пластмассы и маломагнитной стали, благодаря чему установка выпускалась в одном варианте — маломагнитном.


Координаты:
54°12'12.97"С
37°37'0.08"В