Пушка А-19 у Кургана Славы (М2, Плавск)

На северном въезде в город Плавск Тульской области по автодороге М2 (245 км.) находится Курган Славы с Вечным огнём и 122-мм пушка А-19 на постаменте.
Это один из восьми тульских Курганов, посвящённых Великой Отечественной войне.
Рядом расположена бесплатная парковка.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние кургана и памятника - хорошее.
Дата съёмки - 08 июля 2017 года.
01.

Все фото кликабельны до 3648х2736.
02. Аншлаг перед Курганом, со стороны Москвы.





03. Памятник "Курган славы" сооружён жителями района в канун 30-летия победы советского народа над фашистской Германией. В нише кургана заложена книга с именами плавчан погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Горящий у подножья Кургана вечный огонь привезён с площади Победы от памятника героическим защитникам г. Тулы. Ежедневно в 6, 12 и 18 часов здесь звучит траурная мелодия.



04. Мемориальный комплекс состоит из нескольких частей. Самого кургана, Вечного огня, могилы Неизвестного солдата, стелы с памятными досками героев-плавчан и артиллерийского орудия А-19.



05. Вечная слава героям
В нише кургана заложена книга с именами плавчан, погибших в годы Великой Отечественной войны, в также вложена обагрённая кровью земля со священных братских могил воинов, павших в Отечественной войне на территории Плавского района, городов: Москвы, Ленинграда, Волгограда, Киева, Курска.



06. Элементы кургана.




07. Слава Героям Советского Союза - нашим землякам




08. 16 мемориальных досок с именами, званиями и годами жизни Героев.




09. 122-мм корпусная пушка образца 1931 года (А-19, индекс ГАУ - 52-П-471) - советская пушка периода Второй мировой войны.




10. Это орудие было первой мощной артиллерийской системой, разработанной советской конструкторской школой.



11. Пушка серийно выпускалась с 1935 по 1939 год, приняла активное участие в советско-финской и Великой Отечественной войне. С 1939 года пушка была снята с серийного производства в связи с принятием на вооружение модифицированного варианта - 122-мм пушки образца 1931/37 годов, представлявшей собой наложение ствольной группы пушки обр. 1931 г. на лафет 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20.



12. Внешне отличить пушку А-19 образца 1931 года от модернизированной версии достаточно просто, если посмотреть на размещение маховиков наведения. В первоначальном варианте оба маховика находятся вместе, с левой стороны орудия. Такую пушку я видел на станции Тула, рядом с Бронепоездом. После модернизации у пушки появился лафет новой конструкции (внешне похожий на старый), полученный путём наложения ствольной группы А-19 на лафет гаубицы МЛ-20. У нового лафета была изменена конструкция механизма вертикального наведения - он стал секторным, а маховик его привода перенесли на правую сторону орудия. Такую А-19 обр.1931/37 я видел в Новомосковске.



13. На этом экземпляре пушки отсутсвует крышка на механизме вертикального наведения. Можно рассмотреть его в деталях. Становится понятно, почему требовалось много времени на подъём и опускание ствола. Наводчику надо было совершить несколько десятков оборотов маховика, чтобы существенно изменить угол возвышения.



14. Элементы лафета.



15. Ещё одно подтверждение типа орудия - заводская табличка. На ней ясно читается "обр.1931"



16. Казённая часть. Поршневой затвор явно унаследован от 122-мм гаубицы образца 1910/30 годов.



17. Первоначальный вариант колесного хода - литые колеса с десятью спицами и резиновым ободом (грузошиной).



18.Скорость буксировки такого орудия была не высока (не быстрее 10 км/ч).
При модернизации и ремонтах орудия такие колёса могли заменяться на колёса с шинами из губчатого каучука (разрешённая скорость буксировки до 30 км/ч).



19. Раздвижные станины клёпанной конструкции.


Координаты:
53°43'28.12"С
37°17'57.81"В