Памятник установлен в Туле на улице Луначарского на кольце у Троллейбусного депо.
Проехать к памятнику можно на городском общественном транспорте (остановка "Курковая"; троллейбусы 2 и 7, автобусы 156 и 161).
Рядом расположена бесплатная парковка, но много знаков ограничения остановки на конкретных участках подъезда и самом кольце.
Доступ свободный, можно трогать, лазить нельзя (двери закрыты). Рядом проходная в депо с круглосуточной охраной.
Дата съёмки - 13 сентября 2014 года.
01. Троллейбус долгое время простоял на одной из трамвайных конечных в качестве тяговой электроподстанции ("Стадион Металлург").
Осенью 2013 года был перемещён в депо и восстановлен группой энтузиастов.
11 сентября 2014 года установлен на постамент.
все фото кликабельны до 3648х2736
02. История этого троллейбуса, его фотографии в разное время, комментарии об этапах восстановления приведены на сайте
http://transphoto.ru/
03. ЗиУ-5 — советский высокопольный троллейбус большой вместимости для внутригородских пассажирских перевозок,
серийно производившийся с 1959 по 1972 годы на заводе имени Урицкого
в г. Энгельсе Саратовской области (в настоящее время АО «Тролза»).
Названием машины является аббревиатура полного названия завода-производителя,
которая также служила и его торговой маркой до переименования предприятия.
(wikipedia)
04. В 1959 году был выпущен пассажирский троллейбус ЗиУ - 5 повышенной комфортности с алюминиевой обшивкой кузова и новым дизайном.
За время производства выпущено 14632 машины, которые поставлялись во все города СССР:
Алматы, Астана, Волгоград, Воронеж, Горький, Запорожье, Калининград, Караганда, Киев,
Киров, Кировоград, Краснодар, Куйбышев, Ленинград, Липецк, Минск, Москва, Мурманск,
Новосибирск, Новороссийск, Одесса, Пенза, Петрозаводск, Полтава, Ростов-на-Дону,
Рязань, Саратов, Свердловск, Ставрополь, Таллин, Тамбов, Тверь, Тольятти, Тула,
Ульяновск, Харьков, Херсон, Чебоксары, Чернигов, Ярославль, а также в Колумбии.
(источник - сайт производителя ЗАО "Тролза")
05. Кузов клёпанный, из алюминия, сложной объёмной формы.
06. Штанги и крышка радиореакторов, на этом экземпляре, от ЗиУ-682.
Кто ещё знал, что коробка на крыше троллейбуса перед штангами токосъёмников называется крышкой радиореакторов?
Вопрос на пять - что такое радиореактор и зачем его используют в электротранспорте?
07. Работа по восстановлению проделана огромная.
Из непонятного серого параллелепипеда сделали такую красоту.
08. Найти "родное" стекло к троллейбусу, выпуск которого завершён 42 года назад - непросто.
Сейчас установлен аналог от ЗиУ-682. Различия в размерах незаметны, если не приглядываться.
09. Основная фара сделана в России, но подходит идеально.
10. Передние двери и запорное устройство.
11. Задние двери. Хорошо видно, что окна непрозрачны. Салона пока нет.
12. Переднее колесо и его десять гаек.
13. Мне всегда нравилась форма узла крепления к ступице задних колёс у этих троллейбусов.
14. Потайные ступени к лестнице на крышу и массивный объёмный номер вагона.
15. Задний повторитель поворота выглядит аутентично. А может и вправду родной.
16. Снизу ничего нет. Похоже, что все механизмы, узлы и электромотор демонтированы ещё в прошлой жизни.
17. Осталась только подвеска.
18. В мае, в Санкт-Петербурге, переходя Неву по Дворцовому мосту, совершенно случайно снял старый троллейбус.
И сейчас, сравнив его фотографии с "нашим", понял, что это тоже ЗиУ-5.
19. ЗиУ-5 №143. Санкт-Петербург. 02.05.2014.
20. Я хочу прокатиться по Туле на таком же троллейбусе.
Ссылки:
Wikimapia
Панорама на Yandex
KMZ-файл
Координаты:
54°12'37.12"С
37°35'34.31"В